Поиск на сайте

Правительство Ставрополья сознательно и упорно душит конкуренцию на рынке частных медицинских услуг. Что это: сговор, клановость, коррупция?

Ответ на этот вопрос могут дать только контролирующие органы из федерального Центра

Самое непубличное ведомство

Краевой Фонд медстрахования – ведомство не самое известное. Между тем, распоряжается оно таким объемом средств, который не каждому министерству приснится, – более 30 млрд. рублей. Это деньги, которые идут на бесплатное лечение граждан, имеющих медполис.

С приходом губернатора Владимира Владимирова фонд пять лет назад возглавил Сергей Трошин. С тех пор он неизменно рапортует, что расходы на бесплатную медицину на Ставрополье растут рекордными темпами.

Однако факт этот радует далеко не всех медиков. И вот почему. Сразу несколько частных медицинских организаций на Ставрополье уже не первый год пытаются через суд доказать, что средства на медицинское страхование в крае распределяются крайне непрозрачно.

«Открытая» рассказывала об этом в статьях «В пустом кармане денег не отыщешь» (№38 от 24 сентября с.г.) и «Рекорд с горчинкой» (№39 от 7 сентября с.г.). Ведут судебные тяжбы с ведомством Сергея Трошина краевой центр специализированных видов медпомощи, Северо-Кавказский нефрологический центр, клиники «Приват» и «Центр-ЭКО»…

В частности, краевой центр специализированных видов медпомощи – одна из крупнейших профильных клиник на Ставрополье, где ведут реабилитацию пациентов с инфарктами и инсультами – с марта 2017 года не получает гарантированной оплаты за лечение больных.

Вот уже полтора года клиника регулярно обращается в фонд с требованиями выделить средства на лечение пациентов – но в ведомстве Трошина по разным причинам отказывают. И вот, наконец, медики были вынуждены направить жалобу в краевое УФАС, где провели расследование деятельности Фонда медстрахования. И вскрылись вещи поистине возмутительные.

Лишь рисуют благостную картинку

Правительство России определило рынок медицинских услуг в качестве социально значимого, где должна быть высокая конкуренция. Ведь чем меньше клиник-конкурентов, тем выше тарифы для населения – а в случае с мед-услугами это, конечно, недопустимо! Да и чревато социальным взрывом.

Один из способов стимулировать конкуренцию – сделать так, чтобы частные клиники могли получать средства ФОМС наравне с государственными (бюджетными) клиниками. Для государства это даже экономнее: «частники» получают из Фонда медстрахования средства за оказанные медуслуги, а вот инфраструктуру (здания, оборудование) содержат за собственный счет. Значит, высвобождаются деньги региональных бюджетов!

Люди предпочитают частные клиники потому, что в работе «бюджетных» докторов постоянно сталкиваются с очередями, хамством, вызывающим равнодушием... Да и спектр услуг, которые по медполису (то есть бесплатно для пациента!) можно получить в комфортабельных частных клиниках, постоянно расширяется.

Еще недавно, имея страховой полис, в частном учреждении вы могли надеяться лишь на прием терапевта или хирурга. А сегодня тут можно получить высокоспециализированную помощь любого профиля – от урологической до офтальмологической. Появились частные офисы врачей общей практики, центры гемодиализа (искусственной почки) и экстракорпорального оплодотворения, медицинской реабилитации.

Правда, все это – картина из других регионов России. Да еще, пожалуй, из благостных отчетов директора краевого Фонда медстрахования Сергея Трошина. В реальности же на Ставрополье все обстоит с точностью до наоборот, о чем свидетельствуют результаты расследования УФАС.

Львиная доля идёт «избранным»

Правительство России установило лимит, к которому должны стремиться все регионы: не менее 10% средств по линии медстрахования обязаны получать частники.

Губернатор края Владимир Владимиров немедля взял под козырек и еще в 2016 году подписал постановление о развитии конкуренции в медицинской сфере. Но, как всегда, этот документ не был реализован, поскольку губернатор не осуществляет контроль за исполнением своих распоряжений.

УФАС края, проведя проверку, установило, что на Ставрополье не выполняется ни постановление губернатора, ни постановление правительства России: частникам достается менее 7% «страховых» средств. Да о какой вообще конкуренции тут можно вести речь?!

Скажем, в прошлом году частные клиники на Ставрополье по линии Фонда медстрахования получили менее 1,1 млрд. рублей. Причем львиную долю из этой суммы (около 800 миллионов) выделили двум медцентрам «искусственной почки» (а это крайне дорогостоящая лечебная манипуляция).

Бюджетные медучреждения получили почти 23 миллиарда. Хотя они и так находятся в заведомо более выгодном положении в сравнении с частными. Дело в том, что в «страховом» тарифе обязательно заложены расходы на амортизацию медицинского оборудования. Но ведь в бюджетных клиниках и аппаратура, и расходные материалы закупаются за счет бюджета – а вот частные клиники покупают все за свой счет.

Как выяснили в УФАС, причина «финансовых» перекосов на Ставрополье, идущих вразрез с установками правительства России, – в том, что средства на медстрахование распределяются в закрытом режиме, непрозрачно.

Перепутали личный карман с государственным

Чтобы получить конкретную сумму, клиника (неважно – частная или государственная) обязана заключить соглашение с Фондом медстрахования. Затем межведомственная комиссия, действующая при фонде (в нее входят чиновники и главврачи бюджетных медучреждений), утверждает государственное задание – точное количество пациентов, которые могут получить тот или иной вид медпомощи.

Правительство установило четкие условия для получения денег: количество прикрепленного населения, наличие в клинике профильных коек, врачей-специалистов, транспортная доступность…

А вот на Ставрополье чиновники к этому списку критериев «от себя» добавляют еще другие: скажем, могут отказать частной клинике, если она когда-то в прошлом нарушала лицензионные требования или допускала нецелевое использование средств.

Таким образом, одной клинике комиссия денег может дать (причем столько, сколько захочет), а другой откажет под надуманным предлогом. Причем с решений этой межведомственной комиссии и спросу нет – она даже не является юридическим лицом! А значит, рассуждают в УФАС, ответственность за ее решения должно нести правительство края – как орган-учредитель.

УФАС еще в июле потребовал от правительства Ставрополья разработать четкие и однозначные критерии, на основании которых краевые медклиники будут получать доступ к безграничным деньгам Фонда медстрахования.

Требование абсолютно законное и справедливое, которое отвечает интересам и самих медиков, и пациентов. Но, видимо, в правительстве края деньги Фонда медстрахования считают собственными, а любую попытку контроля за ними – покушением на личный кошелек.

Белый дом ринулся в Арбитражный суд края, обжаловав действия УФАС: дескать, оно превысило свои полномочия, добиваясь конкурентности на рынке медуслуг. Судебный процесс только начинается и, по всему, от его исхода и будет зависеть будущее всего здравоохранения Ставрополья.

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях