Поиск на сайте

 

 

На вопрос «Кого бы ты назвал смелым?» многие российские дети ответили , что это тот, кто не боится убивать

 

Недавно в Москве прошла презентация результатов социологического исследования «Информационное пространство российского подростка в постсоветский период». Это уникальный научный труд, созданный коллективом творческого объединения «Юнпресс» при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Обозреватель «Открытой» газеты познакомился с этими интереснейшими материалами.

 

Не такие, как мы…

Это исследование охватило период с 1998 по 2005 годы, в нем приняли участие тысячи ребят в возрасте от 11 до 17 лет в трети регионов страны. В первую очередь ученых интересовал вопрос: как дети проводят свободное время? Оказывается, чаще всего они смотрят ТВ, гуляют с друзьями, слушают музыку, читают газеты и журналы, играют в компьютерные игры и, наконец, болтают по телефону. Причем досуговые предпочтения ребят с конца 90-х практически не изменились. Самое заметное изменение – с 1998 года число детей, читающих на досуге книги, уменьшилось почти втрое (сейчас увлечены книгами в свободное время лишь 19% подростков)!

При этом резко выросло количество читателей газет и журналов. Вдвойне печально, что дети отдают предпочтение не серьезной периодике, которая подразумевает вдумчивое чтение, а журнальчикам типа «Oops!» или «Fuzz», копирующим «взрослую» бульварную прессу.

Нелишне напомнить, что в прошлом году Генпрокуратура РФ потребовала закрыть модные молодежные журналы «Молоток», «Cool» и «Cool Girl» как «пропагандирующие наркотики, использующие забористый мат и эксплуатацию интереса несовершеннолетних к сексу». В итоге был закрыт только один – «Cool» (кстати, некогда один из самых многотиражных среди подростковых изданий – 55 тысяч экз.).

По данным исследования, неуклонно уменьшается число подростков, которые ходят в секции и кружки – сейчас таких не более трети. Фактически, это показатель полной некомпетентности местных властей, которые не могут (или не хотят) организовывать детский досуг. Поэтому вместо того, чтобы заниматься в секциях (как было в советское время), нынешний подросток «убивает» время всеми подручными способами – уставившись в «телек» или листая низкопробные журналы.

По мнению ученых, ныне в подростковой среде происходит четкое разделение на психотипы в зависимости от типа восприятия информации: Интернет-, аудио-, теле- и видеодети и так далее. Если среди взрослых россиян «на ты» с компьютером лишь 17%, а Интернетом регулярно пользуются лишь 7%, то среди подростков эти цифры втрое выше. Именно «компьютерные дети» – самые активные среди сверстников: они чаще общаются со взрослыми, чаще ходят в кино и на концерты (но, увы, не в музеи и театры).

К счастью, остались еще и такие подростки, для которых главным «другом» по-прежнему остается книга (в основном это девочки 13-15 лет). Вопрос в том, что они читают. Уж точно не Пушкина, а, скорее, Екатерину Вильмонт или Оксану Робски. Да и вообще современные девочки более активны, нежели парни. Так, вопреки расхожему мнению, они осваивают компьютер так же легко, как и мальчишки – правда, в отличие от ребят предпочитают не компьютерные игры, а «брожение» по Интернету (в том числе по сайтам знакомств).

 

Что их объединяет?

На следующем этапе исследования ученые пытались определить, откуда дети чаще всего черпают важную для себя информацию. Оказывается, две трети ребят узнают об окружающем мире из телевизора, далее следуют беседы с родителями, друзьями, школа, газеты, радио… Показательно, что по сравнению с концом 90-х у подростков резко снизилось доверие к школе и книгам как источникам жизненной информации.

Российские дети становятся все более прагматичными. Самой значимой информацией для себя они называли следующую: о друзьях и знакомых, о школе, о жизни на земле, о музыке и спорте… Но по сравнению с опросом 1998 года сейчас в число лидеров выбилась также информация о здоровье, о профессиях, а также о политике и экономике (ею живо интересуется 12% ребят). Это скорее печальная тенденция: чрезмерная политизация общественной жизни страны коснулась и подрастающего поколения.

Еще один примечательный факт: уменьшается число значимых источников информации для ребят. Казалось бы, в условиях стремительного развития масс-медиа в России все должно быть с точностью до наоборот. Но авторы исследования объясняют этот эффект так: «СМИ теряют свою значимость как источники полной, достоверной и качественной информации, в том числе по наиболее острым и сложным социальным проблемам… но при этом они занимают значительное место как способ заполнения свободного времени».

Впрочем, именно из телевизора, газет и журналов ребята получают знания о СПИДе, сексе, наркотиках. Причем «важной для себя» считают такую информацию лишь 7% подростков! За советами в этих тонких вопросах они все реже обращаются к учителям и родителям – наверное, потому, что взрослые порой и сами не владеют подобными знаниями в полном объеме или не умеют говорить на эти темы деликатно.

 

«Телек» – наше всё!

Важнейшим источником знаний (пусть порой разнородных и хаотических) для подростка остается телевизор. Дети пытаются скрыться в «голубом экране» от травмирующей реальности, которая подменяется виртуальными мирами чужой жизни.

Так, малыши-дошкольники проводят у «телека» в среднем 2 часа в сутки, а ребята в возрасте 13-15-лет – уже по 3-4 часа (стоит отметить, дети смотрят телевизор на 25% реже взрослых). Причем подростки обычно глядят вовсе не мультики и научно-популярные передачи, а «взрослые» программы – в первую очередь, телесериалы и кинофильмы.

Дело в том, что детско-юношеский эфир отечественного телевидения ужасно беден. Так, в 80-е годы программы для детей и подростов составляли до половины объема всего телевещания. В конце 90-х эта цифра упала до 2-3%, а сейчас составляет лишь порядка 0,3%. Для сравнения: на телесериалы каналы тратят до 18% эфирного времени, а на научно-популярные программы – лишь 5%.

Поразителен и следующий факт. В течение дня есть несколько пиков «телесмотрения» в детской среде: с 7 до 8 утра (ребята собираются в школу), с 12 до 13 часов (из школы домой приходят те, кто учится в первую смену) и, наконец, с 17 до 22 часов (это традиционный «вечерний» прайм-тайм). Но именно в это время детско-юношеское вещание на отечественном телевидении самое скудное. Фактически, на эти периоды выпадают лишь две (!) телепередачи в стране – «Ералаш» и «Спокойной ночи, малыши!».

Авторы исследования связывают эти процессы с «уходом» государства из телевидения. Правда, формально государственные телеканалы – Первый и «Россия» – сохраняют лидерство по объему детского вещания. Но их вклад – это все равно капля в море!

Сейчас активно разрабатывается идея создания детского госканала. Не раз заявлял об этом и президент Путин, пропагандирует эту идею Общественная палата РФ. Правда, разговоры длятся уже не первый год – а реального выхода все нет.

 

Кто вырастет завтра?!

В отсутствие качественного детского вещания телеканалы предлагают нашим детям весь тот информационный мусор, который порою не в силах переварить даже взрослые. По мнению взрослых россиян, наше ТВ грешит целым рядом пороков: засильем рекламы, экранной агрессии, низкопоклонством перед Западом, дурновкусием и пошлостью, излишним катастрофизмом в новостях… Так, сейчас каждый третий фильм на отечественном ТВ – боевик, а в каждом пятом непременно есть «постельные сцены».

Кто вырастет из юных зрителей этого низкопробного телевидения? В середине 80-х в США было проведено масштабное психологическое исследование: оказывается, на изнасилования чаще всего решались те, кто при прочих равных условиях в детстве чаще смотрел эротическое кино и боевики.

В России подобные исследования пока не проводились – но можно с уверенностью сказать, что мы уже начали пожинать плоды «экранного хаоса». На вопрос «С каким героем мультфильма ты хотел бы дружить и почему?» 40% современных детей отвечают: «Он должен быть смелым, сильным». На вопрос «Кого бы ты назвал смелым?» многие дети ответили, что это тот, кто не боится убивать (выделено нами. – Авт.).

Еще один ужасающий эффект «телезасилья» – дети становятся настоящими «рабами» рекламы. Так, каждый второй российский дошкольник постоянно смотрит телерекламу, а каждый пятый ребенок отмечает, что ему интересны абсолютно все рекламные ролики.

Подводя черту под масштабным исследованием, социолог Александр Шариков отмечает: «Начиная с 90-х годов мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм… Семья и школа придерживаются одной системы ценностей, в основе которой – гуманизм, трудолюбие, уважение к личности, тогда как во многих СМИ как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные ценности – стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира».

Кто победит в этой борьбе, сказать пока сложно. Но если верить результатам исследования, то численный перевес, увы, все явственнее на стороне низкопробных СМИ.

 

Антон ЧАБЛИН,

обозреватель «Открытой» газеты



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий