Поиск на сайте

Учительница станичной школы с 40-летним стажем уверена, что досужие разговоры о бездуховности и необразованности подрастающего поколения не соответствуют правде жизни 

Мы беседуем с Галиной Александровной Жуковой, учительницей русского языка и литературы григорополисской школы №2, в кабинете русской словесности. Только что закончились экзамены, и ее 11-й класс готовится к выпускному вечеру. Ребята периодически заходят в кабинет: то нужно расписаться в ведомости, то уточнить какой-нибудь вопрос. Приятная суета. Обращаю внимание на теплые отношения учителя и учащихся. Она их то солнышками назовет, то миленькими. И дети ей платят взаимностью.
– Хорошие ребята, теплые какие-то, – поделился своими ощущениями.
– Да, сельские дети, несмотря на наше жесткое время, остаются чистыми, добрыми, даже наивными. И это хорошо, хотя во взрослой жизни им придется нелегко.
Она их и побьет, и поломает кого-то. Но та здоровая основа, что заложена в них семьей, школой, укладом нашей станичной жизни, я это знаю на опыте, будет хранить их, помогать преодолевать трудности и невзгоды.
Так и завязался у нас разговор о школе, о литературе, о жизни, о тех самых вечных вопросах, которые волнуют людей во все времена.

 

Стало больше творческой свободы 

Галина Александровна – коренная станичница. Родители ее работали в колхозе «Россия», брат, большинство родителей ее учеников – тоже колхозники, да и многие ученики остаются в родной станице и идут работать в «Россию». 

– Я тоже в школьные годы была членом нашей знаменитой на всю страну ученической бригады, даже бригадиром. Это хорошая трудовая и нравственная закалка. Благодаря ученической бригаде, я в Венгрии побывала, где мы делились опытом со сверстниками, выступала в ЦК комсомола, встречалась и беседовала с Михаилом Горбачевым. Словом, к концу школы я уже знала, чего хочу, кем буду. 

Сомнений не было – педагогом. Но вот по какому предмету? Больше нравилась математика. Но на экзамене по русскому языку она получила четверку. Было очень обидно. И решила доказать себе и учителям, что русский язык она знает хорошо. Так и поступила на историко-филологический факультет Ставропольского пединститута. Ни разу об этом не пожалела. Считает русский язык и литературу важнейшими предметами, которые формируют личность. 

Галина Александровна – профессионал высочайшего класса. Она дважды становилась обладательницей президентских грантов, участвует во всевозможных объединениях на уровне муниципального округа, в различных комиссиях. 

– И  что показывает ваш опыт? Уровень педагогов сегодня ниже, чем в советские времена? Ведь подобные утверждения становятся уже аксиомой? 

– Не думаю, что это так. Есть какие-то стратегические ошибки в современном школьном образовании. Это, например, недостаточное количество часов по русскому языку в старших классах, тенденция к изучению литературы по сокращенным вариантам текстов произведений. Да, это печально.  

Один час в неделю на русский язык в старших классах – этого, конечно, недостаточно. Но я знаю много учителей, которые и при таких программах дают детям прекрасные знания. Сейчас стало больше творческой свободы. 

Помню, как моя ученица писала сочинение, в котором поставила под сомнение утверждение Добролюбова, что Катерина из «Грозы» является лучом света в темном царстве. Девочка пыталась объяснить, почему героиня Островского видится ей другой, чем было принято в советской школе. Я тогда сильно переживала, что нам обеим достанется за вольнодумство. Но все обошлось, времена были уже другие.  

Разве это плохо, когда дети и учителя могут размышлять, спорить? Так что не все так плохо в нашей школе. 

Быть безграмотным не стыдно? 

Да, читать нынешняя молодежь стала меньше, чем их сверстники лет 30 назад. В этом мы с Галиной Александровной солидарны. Факт печальный. Возможно, это неизбежная тенденция в век смартфонов и ноутбуков.  

Современные средства коммуникации дают человеку огромные возможности в познании мира, но они же, делая доступной любую информацию, отучают людей анализировать ее, отделять зерна от плевел. Зло не Интернет сам по себе, а отсутствие у многих молодых людей фильтра, отделяющего дурное от хорошего, прекрасное от безобразного. Гуманитарные предметы, и прежде всего литература, формирующие в человеке нравственность, могут стать этим фильтром. 

– Я считаю самыми плодотворными уроками те, когда мы размышляем о нравственных исканиях литературных героев. Современным детям совсем не чужды муки совести Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они сопереживают этим героям, находят в них и свои какие-то черты.  

А когда мы изучаем «Преступление и наказание», завязываются острые дискуссии. Убийство не может быть оправдано никакими философскими измышлениями, это абсолютное зло, считают ребята.  

У Достоевского подлинное раскаяние приходит к Раскольникову только на каторге, когда Соня Мармеладова дает ему Евангелие и он пропускает через душу заповеди Христовы. Детям такая глубина не всегда понятна. Вот здесь и появляется повод поговорить об истинных и мнимых ценностях.  

А вот муки Григория Мелехова очень близки нашим детям. Ведь у многих казачьи корни, и их предки тоже прошли через подобные страдания и поиски истины. 

– А как ваши ученики пишут по-русски? Ведь уровень грамотности у современной молодежи весьма низкий. 

– Да, это наша общая беда. Здесь много причин. Тот же Интернет, который в силу своей специфики навязывает пользователям упрощенный, даже примитивный язык.  

Как с этим бороться? Читать больше книг. Нужно в старших классах больше давать уроков русского языка. На других уроках учителя тоже должны требовать от детей, чтобы писали грамотно. А то, если на русском ты стараешься соблюдать правила, а скажем, на истории расслабляешься, толку не будет. Грамотным надо быть везде. 

Вообще, проблема с грамотностью во многом связана с тем, что сегодня не стыдно быть безграмотным. Это очень глубокая тема. 

В родной станице гораздо лучше 

Как собираются строить дальнейшую жизнь ученики Галины Александровны? 

Многие девочки собираются поступать в педагогические вузы. Хотя не факт, что потом они придут в школу: престиж профессии учителя в современном обществе все же утрачен. Молодежь хочет и более высокого социального статуса, и более высокой зарплаты. 

- Для сельских детей холодный прагматизм не столь характерен, как для городских. Выбор профессии они чаще делают «от души»: чтобы было интересно работать, чтобы пользу обществу приносить. Зарплата на втором месте, – рассказывает учительница. – Зато в достижении цели они более упорны, чем, скажем, наше поколение. Не боятся рисковать, их не пугают трудности. Скажем, мальчишки охотно идут в военные училища, на инженерные специальности. Есть и те, кто поступает в аграрные вузы. Сегодня сельское хозяйство на подъеме – почему бы и не вернуться в родную станицу, где есть крепкое сельхозпредприятие? 

Галина Александровна вспоминает, как ездила с девочками на финальную часть конкурса молодежных проектов «Россия-2035» в Москву. Девочки выглядели там очень достойно. Ни в чем не уступали городским сверстникам, прекрасно вписались в атмосферу большого мероприятия всероссийского уровня. 

– Я смотрела на них и любовалась. Какие же они умные, красивые! Да лучше них никого нет! И в Москве они себя не чувствовали провинциалами. Но все же признались, что столица их утомила. Дома в родной станице гораздо лучше. 

Сергей ИВАЩЕНКО 
Фото автора 
ст. Григорополисская 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях