Поиск на сайте

 

 

Краевой музей изобразительных искусств приглашает в гости любителей восточной экзотики - сказочной, мудрой, полной загадочных смыслов и образов

 

Хочешь насладиться ароматами Востока - не спеши медитировать в облаках раскуренных благовоний, упиваться кофе и саке, курсировать по базару среди рядов разнотравий и пряностей.
Восток, не стоит забывать, это огромный пласт мировой художественной культуры, которому свойственны подчеркнутый индивидуализм, глубокое родство человека и природы, яркие краски, невероятно сложный рисунок, высокая поэтика, сильный эмоциональный накал. А потому вдохнуть ароматы Востока можно и в Ставрополе, для чего всего-то нужно чуточку фантазии - остальное на себя возьмут специалисты музея изобразительных искусств. 
Научный сотрудник музея, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Наталья Александровна Архипова не только откроет вам тайны загадочного и необычного для западной цивилизации мира, но еще посвятит в некоторые искусствоведческие секреты. Скажем, как отличить китайские панно и вазы от японских. Узнать это просто любопытно. Да что скрывать, почувствовать себя ценителем Востока и приятно, и в некотором роде престижно.       
Восточные культуры в коллекции музея представлены прежде всего предметами декоративно-прикладного искусства Китая, Японии и Индии, поступившими в 60-х годах из Государственного Эрмитажа, Новосибирской картинной галереи, Ставропольского краеведческого музея, а также частных коллекций горожан.
Первое, что отмечаешь, оглядевшись по сторонам, это обилие самого разного фарфора. Родина его Китай, открыт он был еще в эпоху Тан (618-907 гг.) в самозабвенных  трудах по совершенствованию керамических масс. В числе броских экспонатов - чаша сине-белого фарфора, покрытая кружевным темно-синим рисунком по белоснежному фону, чайная пара с надглазурной росписью цветными эмалями, предназначенная для вывоза в Европу, чаша XVIII века с изображением дома и деревьев.
Гордость китайских мастеров - украшенные благопожелательными символами вазы. Символика благопожеланий была в свое время настолько детализирована, что имела великое множество оттенков и намеков, а нередко превращала картинку в своеобразный ребус. 
Поскольку чайный культ оказал огромное влияние на китайскую культуру, бесспорный интерес представляют собой чашки, блюдца и чайники - предметы, имеющие для каждого китайца священное значение.
Искусство эмали, требующее большой точности и скрупулезности, в Китае стало развиваться с XIV века. В уникальной и сложнейшей технике перегородчатой эмали (мельчайшие узоры из гибкой проволоки напаивались на латунную основу, образовавшиеся крошечные ячейки заполнялись жидкими разноцветными эмалями, а изделия подвергались обжигу, приобретая ювелирную завершенность) выполнены тарелки, стаканы и вазы. 
Большинство предметов украшают изображения птицы Феникс - символа непрерывно возрождающейся души - и дракона - символа императорского дома Китая, высшего духа неба и деторождения.
Не менее виртуозно китайские мастера владели техникой резьбы по камню и кости, превращая материал в изысканные предметы. В экспозиции представлены две декоративные композиции, выполненные из сравнительно мягкого камня агальматолита. 
Другой любимый китайскими резчиками материал - слоновая кость. Особенно примечателен резной бивень «Пасть крокодила и семь слонов», служащий приспособлением для окуривания помещений.
Невероятным разнообразием отличаются изделия из дерева: это и простая, чисто утилитарная коробочка с традиционной китайской колесницей на крышке, и ажурные вырезки из тончайшего пробкового дерева в объемных пейзажных панно, и забавные парные фигуры львов.
Где заканчивается Китай и начинается Япония, непосвященному зрителю понять невозможно, но огорчаться не стоит - поможет экскурсовод.
Начало производства в Японии фарфора относится к первой трети XVIII века. Как правило, это блюда, чаши, вазы, расписанные подглазурным кобальтом с последующим наложением железной краски, а также желтой и зеленой эмалей. Под влиянием традиционных для Японии золотых лаков в декоре изделий позднее появился рисунок золотом.
На выставке представлены сервизы, выполненные в технике «яичная скорлупа», - несмотря на хрупкость, фарфор обладает повышенной механической прочностью благодаря фосфату кальция (отсюда и название - костяной фарфор).
Особым колоритом наделены чайники - простой бежевый с изображением сосновых веток (символа твердости и долголетия), черный с изящным золотым рисунком, ярко-красный с росписью золотом и цветными эмалями. Некоторые украшены изображениями семи богов счастья, несущих долголетие, материальное благополучие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость и силу. 
Наиболее ценными среди изделий японских мастеров считались боевые мечи и кинжалы - гордость и постоянная забота самураев. С древнейших времен меч являлся священным предметом, в котором воплотились достоинство и душа воина, унаследованные от предков. На выставке представлен айкути - короткий кинжал, который использовали самураи в ближнем бою, чтобы нанести противнику последний удар после того, как он  окажется повержен на землю.
И наконец искусство Индии, на протяжении веков славившееся глубокими народными корнями, идейностью, понятной и любимой всеми слоями общества. И хотя в экспозиции представлены произведения только современных мастеров, все они основаны на древней традиции изображения популярных богов индийского пантеона: Будды (учителя и мудреца из рода Шакьямуни), Вишну (второго лица тримурти, охранителя мира), Кришны (земного воплощения Вишну в виде человека), Шивы (третьего лица тримурти, разрушителя мира)...
Но неповторимый колорит и изысканные ароматы Востока помогают ощутить не только декоративно-прикладное искусство, а еще произведения живописи и графики из золотого фонда музея. 
Восток всегда привлекал и западноевропейских, и русских художников. Документально точен в своих пейзажах «Улица в Каире» и «Вид каир-ской мечети» французский художник середины XIX века Шарль Перрон - обе работы из коллекции купцов Алафузовых. 
Декоративной выразительностью отличается акварельная работа немецкого художника XIX века Карла Вернера «Базар на Востоке».
Точно и тонко местный колорит - палящее солнце, архитектура, народ в национальных одеждах - в работе «Улица в восточной деревне» передал русский художник и график Василий Васильевич Верещагин. Настроение и атмосферу восточного отдыха в акварельной работе «Сахара. Арабские аванпосты» создал иллюстратор, акварелист, журналист, писатель, военный Николай Николаевич Каразин.
Приоткройте завесу в мир древнейшей восточной культуры, загадочный и притягательный. Не сомневайтесь: открытий и сюрпризов хватит на всех.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий