Поиск на сайте

Общественный транспорт в Ставрополе лихорадит так, что он в любой момент готов отдать концы

 

В прошлый вторник в центре Ставрополя прошел необычный пикет. Рано утром под окнами мэрии на проспекте Карла Маркса выстроились почти два десятка маршрутных «ГАЗелей», украшенных боевыми лозунгами: «Хватит кошмарить бизнес!», «Свободу договора!» и «Понуждение недопустимо!». Это были машины, работающие на самых разных маршрутах, владельцев которых объединила общая беда – их пытаются выжить с городских дорог.

 

Чтобы понять суть этого конфликта, надо мысленно вернуться в 2007 год, когда мэрия провела муниципальный конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Подобные конкурсы проводились в Ставрополе с 2000 года, и неизменно в них участвовали частные перевозчики, с которыми мэрия заключала прямые индивидуальные договоры. Но вот в 2007-м правила вдруг круто изменились: если раньше на тендер выставлялось каждое рабочее место на любом маршруте, то теперь – обслуживание маршрута целиком. 
Основными победителями конкурса были объявлены четыре крупные компании: Муниципальное автотранспортное предприятие Ставрополя (МУАП), «Ставлайн», «Ставропольавтотранс» и «Автолайн-юг». Частники при таком раскладе оказались в положении рабов-нелегалов. Сотни индивидуальных предпринимателей разом лишились конституционного(!) права на самостоятельное ведение  бизнеса. Отныне частники могли работать только на какого-нибудь «большого дядю», сдавая ему свою машину в аренду за мизерные 650 рублей в год (впрочем, и этих копеек перевозчикам, по нашим сведениям, не платили).
Предприятия так закабалили перешедших к ним частников, что те просто взвыли. Каждый владелец «ГАЗ-ели» должен был отстегивать компании-монополисту тысячу рублей в месяц, которые та, в свою очередь, обязана была передавать мэрии «на содержание маршрутной сети города». Причем, как установило Ленинское ОВД Ставрополя, эти деньги исчезали в карманах транспортных магнатов и до городской казны не доходили. 
Всего таким образом испарилось более 11 миллионов рублей. И хотя преступный факт налицо, милиция отказала в возбуждении уголовного дела.
К борьбе против произвола на дорогах подключилась прокуратура. Зампрокурора Ленинского района Ставрополя Владимир Вовк признал, что взимание злополучной тысячи рублей с перевозчиков «на содержание маршрутной сети города» незаконно. Но мэрия под надуманным предлогом игнорировала прокурорский протест.
Однако прокуратура продолжала стоять на своем. Проведя масштабную проверку, она установила преступный факт: никакого «транспортного» конкурса в 2007-м вообще не было – все городские маршруты были кулуарно распределены в тиши чиновничьих кабинетов. 
Надзорники передали материалы этой проверки в Ставропольский следственный отдел при прокуратуре для возбуждения уголовного дела. Прошло полгода – ответа из милиции нет. 
Билось с мэрией и краевое управление Федеральной антимонопольной службы, которое признало «транспортный» конкурс незаконным «от» и «до», насчитав десятки нарушений. Чиновники мэрии тут же побежали в арбитраж с иском к антимонопольщикам – и вот недавно после длившегося почти год процесса судья Людмила Волошина вынесла чудный вердикт: нарушений при проведении конкурса не было. Вот так. У мэрии крепкая «крыша». 
Антимонопольное управление уже обжаловало решение Волошиной в апелляционной инстанции. 
Больше десятка статей по проблемам общественного транспорта Ставрополя опубликовала и «Открытая», на наших страницах выступали профсоюзные лидеры, юристы, общественные активисты... И снова с городских чиновников как с гуся вода.    
Пока безмолвствовали суды и милиция, нарушения на транспортном рынке Ставрополя продолжали множиться. Чтобы защищать свои права, транспортники сами создали некоммерческое партнерство «Автоперевозчик», в которое ныне входят уже более трехсот индивидуальных предпринимателей. 
Последней каплей, переполнившей чашу терпения перевозчиков, стала ситуация в МУАП. Год назад у этого предприятия закончилась лицензия на право медицинского обследования водителей, но в ее продлении было отказано – в отведенных для медосмотра помещениях была выявлена масса нарушений противопожарной безопасности. 
Однако, несмотря на отсутствие лицензии, МУАП продолжало оказывать водителям сервисные услуги (выходит, что незаконно). Некоторые перевозчики от греха подальше перезаключили договоры обслуживания с другими предприятиями, имеющими лицензию. А спустя несколько месяцев получили гневные письма из МУАП такого содержания: мол, у вас накопился долг за сервисное обслуживание, и поэтому мы расторгаем с вами договор. 
Всё! Людей выставили на улицу, лишили работы и тем самым средств к  существованию. Между тем у многих взяты кредиты на покупку машин, под банковские ссуды заложено жилье. Всего МУАП «кинуло» около полусотни перевозчиков на маршрутах №№1, 8, 10 и 15. На их места начали быстренько ставить более сговорчивых ребят. Причем безо всякого конкурса, как того требует закон.  
Доведенные до кипения водители устроили пикет под стенами мэрии… Ситуация накалилась настолько, что ее пришлось разруливать лично мэру Пальцеву и вице-мэру Бестужему. Чиновники за закрытыми дверями провели совещание с активистами партнерства «Автоперевозчик» и обещали уладить все проблемы. 
Рецепт придумали простой – мэрия заключит с обиженными МУАП перевозчиками прямые договоры, безо всяких посредников. 
Впрочем, даже эта вынужденная мера не решит всех проблем транспортной отрасли  Ставрополя, которые копились годами. Сами перевозчики предлагают такой вариант решения своих проблем: отменить итоги скандального «транспортного» конкурса 2007 года и провести его заново. А до того перезаключить с каждым перевозчиком персональный срочный договор. Причем к разработке новых условий конкурса обязательно надо привлечь общественность (в том числе некоммерческое партнерство «Автоперевозчик»), профсоюзы, независимых экспертов.
– Если у перевозчика имеется прямой договор с мэрией, это повышает меру его ответственности перед пассажиром, – говорит заместитель руководителя партнерства «Автоперевозчик» Игорь Прибытков. – Контролируют владельца маршрутки больше десятка контор: ГИБДД, налоговая инспекция, комитет по лицензированию, транспортная инспекция и др. И всю ответственность перед контролерами несет самолично перевозчик. А вот с транспортного предприятия-монополиста, которому он сдает свою машину в аренду, невозможно спросить даже за грубейшие нарушения. Вот и возникает вопрос: зачем тогда вообще городу нужны эти неповоротливые и безответственные «посредники»?!

 

Антон ЧАБЛИН

 

Правдоруб10 сентября 2009, 08:22

 
 
 
 

Чаблин! ...Вы словоблуд и провокатор! Разберить сначала в проблеме, а потом царапайте бумагу! Вы переврали все и обо всех! Как Журналист - вы полный ноль!!!!!!!!! ..а вот как продажный писака - на все 100%... Скоро вы утоненте в своей язвительности и необъятно лжи!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях