Поиск на сайте

«Цифровая» медицина на Ставрополье уже не за горами
 

Уже второй год идет модернизация здравоохранения в крае. За красивым словом скрывается, впрочем, не только банальный ремонт обветшалых операционных и закупка томографов, как считают многие. Главное – изменить само «наполнение» медицины, упростив и ускорив две важнейшие задачи: постановку диагноза и назначение лечения.
А это невозможно без информационных технологий. Правда, иные пациенты установку терминалов в фойе поликлиник и покупку ноутбуков для участковых врачей воспринимают примерно так: мол, на улице асфальт меняют на плитку. Они правы в одном: изменить всё лишь щелчком пальцев нельзя. Но и сидеть сложа руки нельзя!
Об этом в беседе с корреспондентом «Открытой» газеты рассуждает директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) при краевом Минздраве, кандидат медицинских наук Сергей МАРТЫНЕНКО.
 

– Сергей Владимирович, про модернизацию здравоохранения написаны тысячи статей в прессе. А спроси любого пациента, что это такое, уверен – не ответит.
– Модернизация – это самая масштабная реформа российского здравоохранения за последние полтора столетия. По масштабам она уступает, пожалуй, только учреждению земской медицины в конце XIX века: именно тогда, по сути, появились, участковые, существующие в России и поныне. Насколько серьезные цели ставят сегодня, вы можете судить только по цифрам: на модернизацию отпущено почти 460 млрд. рублей.
– Сколько из них Ставрополью?
– Девять миллиардов. Трехстороннюю программу их расходования краевой Минздрав и краевой и федеральный Фонды медстрахования подписали в прошлом апреле.
Из этой суммы почти 6 млрд. идут на ремонт и реконструкцию больниц и поликлиник. Еще более 2,5 млн. – на обеспечение стандартов оказания медпомощи (зарплату медиков, обеспечение лекарствами и питанием больных, расходы на материалы и диагностические средства). И, наконец, 380 млн. мы в течение двух лет потратим на информатизацию здравоохранения.
– А вот что это такое?
– Наша главная задача – объединить все медучреждения Ставрополья в одну корпоративную сеть передачи данных. Сегодня весь мир идет к тому, о чем в России только заговорили, – к «облачным» технологиям. «Облако» – это группа мощных компьютеров или баз данных, с которой пользователи могут работать удаленно. Задумайтесь: вы можете протянуть к себе в квартиру личный водовод, а можете подключиться к магистральному. Что дешевле и удобнее?
– И что же, такой компьютерный «мозг» сможет сам ставить диагноз?
– Нет, конечно! По крайней мере, до этого еще очень далеко. Главное звено – это все равно врач, который собирает у пациента информацию (анамнез) и ставит на его основе диагноз, назначая лечение. Сегодня же доктора в наших поликлиниках и больницах выше головы завалены макулатурой, которая к лечению имеет отдаленное отношение. А мы предлагаем всю эту «бумажную» работу упразднить.
– Средний возраст медиков в поликлиниках предпенсионный. Думаете, они будут рады купленным им ноутбукам или просто станут на них пасьянс раскладывать?
– Согласно опросам, лишь 10% российских врачей (причем разных возрастов) не верят в перспективы «цифровой» медицины. Зато 40% заявляют, что планшет или ноутбук нужен им в работе прямо сейчас! Возьмите для примера краевой диагностический центр: у каждого врача в кабинете есть медсестра, которая под его диктовку и заполняет «электронную карту» пациента. А врач занимается не бумажками, а лечением. Кстати, до конца этого года мы планируем переучить компьютерным азам четыре тысячи медиков – это чтобы все сомнения отпали.
По такому пути сегодня идут страны Евросоюза: например, во Франции недавно заработала госпрограмма «Цифровая больница», а в Великобритании – «Сила информации». Они рассчитаны именно на ускорение обмена данными. 
– «Сила информации», «Цифровая больница»… Звучит красиво. А для простого пациента что всё это даст, который просто пришел к врачу за таблетками?
– Как театр начинается с вешалки, так и медучреждение – с регистратуры. С конца прошлого года мы внедряем на Ставрополье систему «электронной очереди». Опыт других регионов говорит: внедрение «цифровых» технологий сокращает срок ожидания приема врача в очереди на 20%.
В идеале, чтобы записаться на прием к врачу, вообще не надо никуда идти: позвонить в круглосуточно работающий колл-центр, зайти на портал госуслуг или использовать бесплатные приложения для «мобильника». А для тех пациентов, кто совсем не «дружит» с Интернетом, мы ставим терминалы – их будет по краю четыре десятка. 
– Почему не во всех клиниках?
– Система «электронной очереди» запущена в «пилотном» варианте в поликлинике Ессентуков, детской горбольнице Ессентуков и Нефтекумской ЦРБ. Мы уже запустили интернет-сайт meduslugi26.ru, через который можно записаться на прием к врачу в любую из этих клиник. Просто выбираете специалиста, удобное время, вводите номер паспорта и медполиса… При желании можете талон на принтере распечатать.
– То есть всё это только первые шаги?
– Конечно. Мы не для того строим мощнейшую систему обмена информацией (куда, кстати, будут включены все медучреждения – частные, муниципальные, ведомственные), чтобы просто она «умела» талоны на прием выдавать.
Главная цель реформы – это внедрение электронной медкарты. Представьте: «вбив» в систему всего лишь номер медполиса пациента, врач в Пятигорске, Красноярске или Москве может мгновенно получить доступ к его личной карте. Он видит всю историю его жизни, болезни, операции, результаты анализов. Насколько это время экономит – не надо проводить повторные исследования. Диагноз – как на ладони! 
– А как врач получит доступ к этой системе?
– Мы сегодня закупаем для медиков 58 лечебно-профилактических учреждений края компьютеры. Не привычные ноутбуки, а специальные – «тонкие клиенты». У них нет жесткого диска, то есть они сами не хранят информацию, но помогают обмениваться ей с центром обработки данных. 
– Зачем такие сложности?
– В целях защиты данных. У каждого врача будет электронный ключ доступа к компьютеру, плюс для доступа в систему надо ввести логин и пароль. Ведь, представьте, к какой обширной информации он получает доступ – по сути, в базе медкарт можно найти досье на каждого человека! 
– И что может сделать врач со своим «тонким клиентом»?
– Для начала врач на рабочем столе компьютера увидит, кто и на какое время к нему записан. Потом сможет заполнять в электронном виде часть документации – амбулаторные талоны или направления на анализы. А в перспективе появится полноценная «электронная медкарта» и «электронный рецепт», когда к единой системе подключатся и аптеки. Недавно в Норвегии прошел международный саммит по «цифровой» медицине. Его главная мысль была – и врачам, и пациентам нужны мобильные технологии, обеспечивающие мгновенным доступ к необходимым сведениям.
– С врачами понятно. А пациенту это зачем?
– Да вот пример. В Америке уже почти десять лет существует сайт vitals.com, на котором собрана информация о 830 тысячах медиков любых отраслей. И здесь любой пациент может оставить отзыв о своем докторе. Потом другой прочтет и будет решать: стоит обращаться к этому врачу или нет.
Есть и множество других информационных технологий, ориентированных на пациента: например, когда лечащий врач посредством SMS информирует его о назначениях или следит за состоянием здоровья (проверяет уровень сахара, давление, пульс). Но это, конечно, для России дело даже не завтрашнего даже дня. Нам бы просто для начала создать мощные и, главное, безопасные системы обмена информацией. 
– А компьютерный «мозг», о котором мы говорим, он не может научиться сам принимать решения?
– Для этого есть Минздрав. В вопросах, которые касаются человеческой жизни и здоровья, машина никогда не сможет полностью заменить самого человека. Допустим, министр здравоохранения края хочет получить полную и актуальную информацию, в каком районе Ставрополья самая высокая заболеваемость туберкулезом. Нажал кнопку – и все цифры перед глазами. Естественно, тогда и управленческие решения принимать быстрее, и селекторное совещание или видеоконференция пройдет в более конструктивной форме. 
– Когда доктор так крепко привязан к технике, не подрывает ли это сам институт врачебной ответственности?
– Все звенья модернизации крепко «увязаны» друг с другом. Параллельно с информатизацией в России внедряются медстандарты – эталоны лечения в каждом конкретном случае. В стандарте прописаны действия врача, которые помогают пациентам с конкретной патологией в 80% процентах случаев (научно обоснованная цифра). И уже это на порядок повышает дисциплину в лечебном процессе.
Ожидается, что через три-четыре года будет введено индивидуальное лицензирование врачей, также появится страхование врачебной ответственности. То есть чем больше у тебя в практике ошибок и осложнений, тем выше страховые отчисления. То есть за свою квалификацию придется отвечать рублем. И информация о лицензии и страховых случаях каждого доктора будет доступна пациентам, например, на сайтах типа vitals.com. 
– Сколько новых сайтов не открывай, но это не может решить проблему кадрового дефицита в медицине. По некоторым специальностям (например, гематологи, диабетологи, онкологи) недобор докторов 100-процентный! 
– Информатизация отчасти позволит решить и эту проблему: у нас уже создан краевой регистр медработников, где будет информация о каждом докторе или медсестре. Он является частью общероссийского регистра. И в перспективе клиники смогут благодаря этому обмениваться не только данными о пациентах, но и о кадрах – кому какие специалисты нужны и откуда профи пригласить… 
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях