Поиск на сайте

Каким он будет, знают в Ставропольском медицинском университете

 
На столе на боку лежит новорожденный. Совсем крошка, тоненькие мягкие пальчики, нежное личико, глазки закрыты. Кажется, ребенок мирно спит. Человек в белом халате подходит к столу, ощупывает спину младенца, протирает ее спиртом, а потом хладнокровно погружает под кожу длинную толстую иголку, к которой присоединена трубка.
Так выглядит практическое занятие по реанимации в Ставропольском медицинском университете. Человек в белом халате – студент, а жутковатого вида манипуляция, которую он учится проделывать, – спинномозговая пункция. Она бывает необходима, чтобы спасти жизнь ребенка с тяжелой родовой травмой или менингитом (воспалением мозговых оболочек).
 
Робот по имени Гоша
 

Младенец на столе – это всего лишь манекен. В аудитории таких несколько десятков, которые похожи на взрослых и детей. Выглядят они то страшновато, то смешно. Например, безрукие туловища с полуоткрытыми ртами – на них отрабатывают прием Геймлиха. Его назвали в честь американского хирурга, который четверть века назад придумал, как помочь человеку при поперхивании (если кусочек пиши перекрыл дыхательное горло).

Если человек поперхнулся, то его нужно крепко обхватить обеими руками чуть выше пупка и резко надавить на живот. Манекен точно повторяет форму тела, и такой же тяжелый, как обычный человек. Если прием Геймлиха провести правильно, то из горла у манекена выскочит небольшой шарик на нитке. Шарик заправляют обратно, и преподаватель приглашает следующего студента...

Помню, когда мы учились в медицинской академии, на занятиях по «неотложке» у нас тоже был манекен. Звали его Гоша. На нем учились сердечно-легочной реанимации: как завести остановившееся сердце. Ну это все по фильмам знают: 30 толчков в грудину, затем два вдоха «рот в рот», потом все снова. И так полчаса.

Гоша был тяжелый, холодный и твердый, и на живого человека походил мало. Если мы, студенты, реанимировали его неправильно (например, давили на грудину слишком сильно), на индикаторе у Гоши загоралась красная лампочка.

В современной медицине новые технологии: манекены полностью имитируют анатомию человека, вплоть до каждой косточки. Их можно прощупать сквозь теплую силиконовую кожу, которую на ощупь не отличишь от настоящей, человеческой.

Некоторые девушки-студентки, говорят, к манекенам-младенцам первый раз даже боятся подойти – от живых ведь не отличишь! А так и нужно. Ведь иначе не отточить практические навыки.

Тяжело в учении – легко в бою.

 
 
Кровь под силиконовой кожей
 

Центр практических навыков появился в медицинском университете еще три года назад благодаря усилиям ректора Валентины Муравьевой. В свое время она работала врачом-педиатром в Алжире. И любит вспоминать, как тамошний небогатый люд боготворил советских докторов – именно за то, что они умели работать руками. Не по книгам наши доктора учились, а у постели больного, поэтому даже молодой врач всегда знал, как сделать самую сложную манипуляцию.

Недавно университет возглавил Владимир Кошель: он, как и Муравьева, выходец из практического здравоохранения, оперирующий ЛОР-хирург. И начинания Валентины Николаевны продолжает.

Поначалу в «практическом» центре было три подразделения (студентов учили здесь сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии, неонатологии и неотложной педиатрии).

А на прошлой неделе в центре добавилось еще несколько аудиторий с манекенами  норвежской фирмы Laerdal (на снимке внизу). Эта компания появилась на заре Второй мировой войны, и с тех пор на ее симуляторах по всему миру прошли обучение уже 150 млн. человек.

Красную ленточку на открытии центра разрезали Владимир Кошель и министр здравоохранения Виктор Мажаров. Символично, ибо вот она неразрывная связь учебы и практики, науки и ремесла, которой сегодняшнему здравоохранению так не хватает.

VIP-гости, впервые попавшие в новенькую аудиторию, – депутаты, чиновники – разглядывали медицинские агрегаты открыв рты.

Вот на длинном столе разложены человеческие руки: под силиконовой кожей вьются тонкие сосуды (повторяя анатомию живого человека), а в них краситель, имитирующий кровь. Если студент попал иглой в сосуд правильно, появившаяся краска даст об этом знать. Иначе – пересдача!

Ведь внутривенные уколы должен уметь делать любой медик, будь то хирург или стоматолог. Только такое знание и дает право называться доктором.

Есть в «практическом» центре и более сложные симуляторы: например (уж простите за интимную подробность), человеческая промежность, на которой учатся ставить катетер при острой задержке мочи.

Директор центра Олег Рой говорит, что в перспективе здесь будут проводиться не только практические семинары для студентов, но и мастер-классы приглашенных специалистов. Появится в университете и Ставропольский центр обучения парамедиков – спасателей, пожарных, полицейских...

Все они обязаны по закону знать приемы реанимации (во многих странах Запада далеко не все работники «скорой» даже имеют медицинское образование, но спасать людей умеют!). Есть еще задумка организовать медицинский театр – учить навыкам реанимации на манекенах всех желающих.

 
На подмогу позвали ФСО
 

Появился в стенах вуза и информационный центр: он создан благодаря совместным усилиям двух университетов (медицинского и аграрного), а также краевого Центра спецсвязи ФСО. Любой желающий может прийти сюда и бесплатно получить доступ к правовой базе данных России, в которой насчитывается уже более 2,5 млн. документов. Это законы федерального и регионального уровня, решения Конституционного суда...

Сейчас по всему краю благодаря ФСО создано уже 120 таких центров, в основном в библиотеках и почтовых отделениях. А вот университет принял подобный центр впервые. Возглавил его Сергей Мартыненко, один из самых опытных специалистов на Ставрополье по вопросам информатизации здравоохранения.

Сегодня, что греха таить, многие доктора на Ставрополье (особенно в сельских больницах) безнадежно отстали от требований научно-технического прогресса. Карты пациентов заполняют по старинке, на бумаге, а к компьютерам и инфоматам боятся даже подойти...

Вот всех их и предстоит переучивать, чем займется возглавляемый Сергеем Мартыненко публичный центр медицинской информатики (ПЦМИ).

Пока что здесь всего шесть компьютеров, но уже в будущем году добавится еще три десятка. Поэтому каждое медицинское учреждение будет само формировать список претендентов на учебу, оплатит ее бюджет. Медиков познакомят с возможностями телемедицины (дистанционного лечения), научат искать полезную информацию в интернете, и не просто искать, но и «фильтровать» ее.

Ведь огромное количество дилетантских сайтов дают просто вредные советы (увы, частенько на них клюют и сами доктора). Потому, например, и получается, что даже главврачи больниц закупают препараты, которые в России уже давно запрещены Минздравом, типа арбидола или церебролизина.

Следить за научно-техническим прогрессом врачи обязаны неотрывно, регулярно читая академические журналы (а их немало и на русском языке). Этому-то ставропольских эскулапов теперь и будут учить в стенах медицинского университета.

А завтра им на смену уже придут сегодняшние студенты, имеющие богатый практический опыт.

 
Антон ЧАБЛИН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях