Поиск на сайте

Перспективы строительства автобана через горы по-прежнему туманны

Перспективы строительства автомагистрали, соединяющий регионы СКФО с Черноморским побережьем, обсудил на недавней встрече глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом.

Однако эта новость не вызвала ни ажиотажа, ни вялого интереса в самой республике. О перспективах строительства кратчайшей трассы, соединяющей Карачаево-Черкесию то с Сухуми, то с Адлером, местные жители слышат с периодичностью раз в полгода на протяжении последних лет двадцати. А дороги все нет.

Однако руководители региона не сдаются. На одной из пресс-конференций Рашид Темрезов признался: «Если удастся построить короткую дорогу через горы к морю, буду считать это огромной победой. Значит не зря работал главой региона».

Он четвертый руководитель Карачаево-Черкесии, пытающийся вывести регион из географического тупика.

Старт на федеральном уровне сделал первый президент Карачаево-Черкесии Владимир Семенов. В 2001 году он озвучил идею строительства автомагистрали на личной встрече с президентом России.

Через восемь лет третий президент республики – Борис Эбзеев в альянсе с губернатором Ставрополья Валерием Гаевским придали проекту курортно-лечебный статус. Они предложили «закольцевать» лучшие курорты СКФО единым автомобильным маршрутом от Кавмивод, Домбая, Приэльбрусья до Сочи.

По проекту автобан к побережью занял бы порядка 300 км вместо нынешних 700, но при условии, что через Главный Кавказский хребет будут пробиты несколько тоннелей. В итоге турист мог утром покататься на лыжах в горах, а вечером уже купаться в море.

Идею презентовали на тот момент премьер-министру РФ Владимиру Путину в Кисловодске, на заседании специальной комиссии по региональному развитию.

Тогда казалось, что дело сдвинулось. Более 15 ведомств дали положительные экспертные заключения. Но все остановили экологи, они не разрешили проложить дорогу через Кавказский заповедник, включенный в список ЮНЕСКО.

После этого появилось более 10 новых маршрутов, у каждого региона - свой.

Постепенно восторженные отзывы у жителей Карачаево-Черкесии от перспектив появления современного автобана сошли на нет, их сменил логичный скептицизм.

Наблюдательные граждане отмечают, что в этом регионе еще 200 лет назад мечтали проложить дорогу через горы к морю, но не смогли это сделать ни цари, ни большевики, и тем более, считают они, не смогут это сделать в современных реалиях.

Анатолий Озов - единственный в КЧР человек, который по долгу службы «держал на пульсе» тему скоростной автомагистрали почти два десятилетия. Сначала будучи премьер-министром, директором, а после 75-летнего юбилея - заместителем директора филиала ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» регионального автодора.

Он говорит:«Дорога крайне необходима. Она имеет колоссальное значение в масштабах всей России. Новая автомагистраль серьезно разгрузит федеральную трассу на участке от Краснодара до Туапсе, Джубги, Сочи.

Транспортный поток перераспределится в сторону СКФО и выведет из географического тупика не только Карачаево-Черкесию, но и Сочи.

Эта дорога имеет стратегическое значение. Она идет вдоль государственной границы РФ. В свое время мы получали поддержку от пограничников, минобороны. Она им необходима».

Что мешает ее построить? По мнению экспертов - отсутствие средств и лоббистские интересы не только регионов, но и соседних государств. Например, Грузии, чтобы транспортные коммуникации шли исключительно через Кутаиси. Есть конкуренция и внутри России, у каждого региона СКФО заготовлен свой проект. А в итоге сильнейшей конкуренции не реализован ни один из них.

Эксперты предлагают - может, регионам стоит объединиться и разработать один, общий, устраивающий всех проект и вместе его продвигать?

Карачаево-Черкесия, скорее всего, к такой работе готова, потому что почти все существующие проекты проходят через территорию республики. В их числе – известная в народе как военно-сухумская дорога, проходящая на высоте почти 2700 метров.

Второй вариант - через Дамхурц, Псемен, третий – через Архыз, Загедан. Четвертый – через Кубанское ущелье...

Но местным экспертам все же ближе вариант Черкесск -Адлер. «Можно через Архыз идти, можно через Псемен, Дамхурц или по маршруту: Черкесск - Кумыш - Зеленчукская - Преградная - Псемен - Красная Поляна - Адлер», - говорят они.

С их точки зрения, вариант, рассматриваемый на вышеупомянутой встрече главы Карачаево-Черкесии и министра транспорта РФ, Кисловодск (Черкесск) – Адлер самый удачный. «Потому что всего 1,5 км из этого маршрута проходит по территории заповедника».

Тамара ТИМОФЕЕВА

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях