Поиск на сайте

На Ставрополье возвращается фотографическая мода на советские «Смены» и забытые Polaroid

 

В прошлом номере «Открытая» подробно рассказала про открывшуюся в Ставрополе выставку «Ломография в воздухе». На ней представлено несколько десятков работ молодых авторов, работающих в этом редком фотографическом жанре.
Пока редком, но уже набирающем популярность. Наверняка встречали на улицах молодежь со старомодными «Сменами» и «Зенитами» наперевес: так вот, это как раз их атрибут, любителей ломографии – тех, кто сознательно бежит от лощеной и гламурной «цифры» в мир ретро-образов.
Об этом журналисту «Открытой» рассказывают организаторы выставки, фотографы-самоучки Семен МИТЧЕНКО и Людмила КОЧКИНА. Встретился я с ними в арт-кафе «Воздух», где сейчас и выставлены их работы. Творческих людей было видно издалека: на столе россыпь фотографий, разобранный фотоаппарат, какие-то фенечки и... тамтам.

 

- Объясните дилетанту, что такое ломография?
Семен:
Это пленочная фотография, в которой используются особые аппараты. Международное общество ломографов (кстати, со штаб-квартирой в Вене) регулярно определяет список этих фотоаппаратов.
По сути, это обычные «мыльницы» с минимумом функций, многие из них советского производства. Один из самых популярных в СССР фотоаппаратов «ЛОМО компакт-автомат» как раз и дал название всему жанру.
Люда: Однажды два австрийских студента зашли в магазин и увидели «ЛОМО», он их привлек именно своей простотой. Купили, сделали несколько снимков, им очень понравилось это непередаваемое ощущение простоты, которое дает «ЛОМО». Так и родилась ломография.
- А почему пленка, а не «цифра»?
Семен
: Когда у тебя память фотоаппарата на тысячу снимков, ты практически избавлен от мук выбора - как лучше выстроить кадр, чтобы зря не потратить пленку. Кроме того, цифровое фото всегда предполагает компьютерную ретушь: можно «вытянуть» и самый безнадежный кадр.
Люда: Но все равно основная заповедь ломографии - снимать от бедра. Не задумываясь. Увидел что-то интересное, взял камеру и снял. Поэтому все ломографические камеры компактные, они всегда с тобой в кармане или сумке.
Семен: Но не подумайте, будто автор бессмысленно «щелкает» затвором. Он выбирает те аспекты окружающей жизни, которые ему интересны. Это и есть ведь главная задача художника, а инструмент воплощения его идеи, будь это «Зенит» или Nikon, - дело второе.
- Если снимать на «мыльницу», качество-то будет не очень?
Люда
: А в этом и есть главная прелесть ломографии. Кадр, который бы по всем канонам профессиональный фотограф немедленно выкинул, нами ценим особо. Например, кадр с виньетированием - сильным затемнением по углам. Или снимок не в фокусе, или со смещенным зрительным центром (то есть когда объект сильно сдвинут к краю, а вокруг «пустота»).
Семен: Есть «мыльницы» с цветными вспышками - вроде дешевый шик, а получается очень прикольно, будто снимаешь через светофильтр. Только светофильтров для ломографических фотоаппаратов не бывает - они же не профессиональные.
У меня фотоаппарат китайский, очень дешевый, у него дырочка в корпусе, даже изолентой склеить пришлось. Поэтому на пленку все время попадает свет, по краю снимка получаются небольшие красные «засветы» через равные промежутки. Скажете, брак? А для ломографа - настоящая находка!
- Судя по «кислотным» цветам на большинстве снимков, вы особенно любите «играть» с цветопередачей.
Люда
: Конечно, ломография - это всегда эксперимент. И не только творческий, но и технический. Например, «играть» с цветом позволяет особая обработка пленки при проявке – кросс-процесс. Очень часто используется мультиэкспозиция: пленка с уже отснятым кадром не проматывается, а на нее «наслаивается» еще один снимок.
Вот, например, у меня есть работа, которую я назвала «Люстро». Как-то снимала новогоднюю гирлянду на елке. Потом вообще про этот кадр забыла, взяла фотоаппарат с собой в институт. Там как раз вешали новую люстру, я ее тоже щелкнула. И потом, уже вечером, сняла пейзаж туманный на улице. Потом проявила - и эти три кадра «в одном» дали какую-то таинственную, космическую картину.
- Как я знаю, «Люстро» даже купил кто-то за океаном?
Люда
: Да. Хотя мне, если честно, снимок вообще не понравился, хотела его выкинуть. Но потом все-таки выложила на Flickr (крупнейший в мире фотосайт - Ред.), и сразу за сутки десять тысяч просмотров!
А потом приходит мне приглашение от американского издательства Anchor: они захотели украсить моим фото обложку романа Адама Хаслетта «Атлантический союз». Там, кажется, что-то про финансовый кризис, про банки, мне два экземпляра книжки прислали. А за фото я получила тысячу долларов.
- Когда снимаете, думаете, какая работа будет популярна у зрителей, а какая - нет?
Семен
: Предугадать почти невозможно. Ломография - это когда ты ловишь мгновенную эмоциональную вспышку, а потом пытаешься передать ее зрителю. Его может зацепить, а может и нет. Это ведь не роман и не картина, которую творишь годами. И даже не студийное фото, которое порой тоже делается не один час. 
- А мне-то казалось, что пленочное фото сейчас умирает. Придется доставать из чулана свой Kodak старый.
Семен
: Обязательно доставайте. Пленочное фото сейчас переживает второе рождение. Еще лет пять назад, когда только появилась «цифра», все сразу ринулись ее покупать - из магазинов вообще исчезла фотопленка, аксессуары для нее.
Мне, чтобы проявить 120-миллиметровую, «слайдовую» пленку, приходилось ехать в другой город. А сейчас все возвращается: на пленку снимают даже самые опытные, дорогие фотографы в глянцевых журналах, которые, казалось, навсегда отошли от этого.
Люда: Людям надоела эта слащавая «прилизанность», правильность цифрового фото. Как его ни обрабатывай, оно никогда не будет естественным. Так же как и с винилом: он ценится меломанами именно за неуловимую передачу «натуральности» звука.
Иногда говорят: ломография - это ретро. Да, мы часто снимаем на старые советские фотоаппараты, которые достаем в комиссионках.
Снимаем на китайскую Holga с пластиковой линзой, на забытые Polaroid, на одноразовые и подводные фотокамеры. Когда люди у меня в руках видят такой аппарат, смеются, думают, игрушка, так они привыкли к тяжеловесным, громадным «зеркалкам».
- На ломографии можно зарабатывать?
Люда
: В принципе, нет. Это в первую очередь хобби. Проходят, конечно, выставки, но серьезных денег они не приносят. Хотя есть профессиональные фотографы, которые тоже увлекаются ломографией. Например, Ксения Мельник. Она мастер портретного фото, снимает для ставропольского журнала Pro. А вот выставочные, серьезные работы делает на пленку. В том числе на ломографические аппараты. У нас на выставке несколько ее работ: они, правда, скорее академичные, чем экспериментальные.
- А вот вы сами на какие эксперименты решаетесь?
Семен
: Да на самые разные! У каждого автора есть свои секреты. Вот мы, например, однажды сделали так. Взяли прозрачную  пластиковую трубку, наклеили на нее виниловые фигурки - квадратики, крестики, кружочки. Затем в темной комнате намотали  на трубку пленку, а внутри зажгли светодиодную лампу: получилось, что в тех местах, где не был винил наклеен, пленка засветилась. И потом на нее снимали уже другие кадры, получались классные узоры!
Или вот я еще придумал надевать на объектив черную катушку от использованной пленки. Делаешь кадр - пленка в середине экспонируется. Потом, если сделать еще один снимок поверх предыдущего, но уже без этой трубки, получится «двойной» кадр: в середине светлее, а снаружи - темнее. 
Люда: Иногда используем просроченную пленку. Ее главная прелесть - ты заранее никогда не можешь предугадать, какой именно будет цветопередача. Будет снимок нормальный или зернистый, то есть с мелкими точечками.
Ту пленку, что была дома (наверняка, у каждого в квартире сохранилась еще с советского времени), уже всю давно извели.
Сейчас покупаем в интернет-магазинах, старая пленка продается целыми пакетами. Правда, это дороговато. Вообще, ломография - увлечение не из дешевых. Так же, как и слушать винил может себе позволить не каждый. Ретро - это для искушенного любителя.
Тут в разговор вступает Иван Суралёв, еще один участник выставки. Прежде он сидел в сторонке и выстукивал незамысловатую мелодию на тамтаме, создавая в зале «Воздуха» мистическую атмосферу.
- Я один раз зашел в магазин и увидел старую камеру, только у нее не было тубуса, в который вставляется объектив. Мне ее бесплатно отдали, я дома приделал к корпусу пластиковую трубку, закрепил там объектив и поехал с камерой на море. Даже плавал с ней, а пока снимал, внутрь попала соленая вода. На снимке, смотрите, потом от соли получились как будто потеки, царапины, засветы - так и нарочно не придумаешь.
Люда: Получилось классно! Вообще, знаете, какие эксперименты люди делают с фотопленкой?! Я чужие истории в Интернете читаю и просто обалдеваю: фотопленки вымачивают в соли, в соде, трут, даже в «стиралке» стирают. Правда, не всегда после этого пленка «выживает», но тут уж ничего не поделаешь: новичкам всегда приходится идти методом проб и ошибок. Но это и есть настоящая ломография! 
 

Беседовал
Антон  ЧАБЛИН

 

Ольга14 августа 2012, 22:23

Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы делать креативные кадры под водой причем с вашей собственной ломокамеры? ) Вам нужно будет поместить ее в универсальный герметичный чехол аквапак и все - готово дело! Делайте снимки под водой на глубине до 5 метров )) А еще советую обратить внимание на мягкие боксы Ева-Марин, которые позволяют вести съемку на глубине более 10 метров )) Подробности можно узнать по телефону 371-96-98 (компания "Мобильный век") ))

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях