Поиск на сайте

Спор о том, можно ли ходить в школу в хиджабе, дошёл до прокуратуры

 

Вопрос ношения в светских учебных заведениях хиджабов на Ставрополье не так однозначен, как, например, в соседних национальных республиках, где мусульманские одежды давно и повсеместно в ходу. В свое время проблема дресс-кода взволновала руководство Пятигорского государственного лингвистического университета, компромисс нашли, деликатную тему закрыли. Но вуз посещают люди взрослые, почти созревшие личности. Иное дело – средняя школа.
Непростая ситуация сложилась на днях в школе №12 села Кара-Тюбе Нефтекумского района, где к занятиям не допустили пятерых девочек, одетых в хиджабы. Родители на действия дирекции уже написали жалобы в прокуратуру (дать официальный ответ сотрудники надзорного ведомства должны в течение месяца).
Директор школы Марина Савченко пояснила, что она всего лишь следует уставу школы, где сказано, что внешний вид детей должен соответствовать основным канонам делового стиля. Ничего противозаконного и предосудительного в действиях директора не видят и в краевом Министерстве образования.
Однако на стороне детей выступил муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, с просьбой разобраться в ситуации помимо прокуратуры обратившийся еще к губернатору и главе района. Свою позицию обозначил и российский омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов, заявив, что «в школе перегнули палку» и «никаких общих требований к внешнему виду учеников нет».
Как выяснилось, подобный инцидент в ставропольских школах не первый. По данным ставропольского муфтия, на такие же притеснения уже жаловались жители Степного и Арзгирского районов.
Чем же вообще опасна, на первый взгляд, банальная ситуация? А тем как раз, что из светско-бытовой коллизии она грозит вырасти до этноконфессионального конфликта.
С одной стороны, права директор школы, которая твердо исповедует светские принципы образования. Дома или по улице ходи в чем угодно, но раз ты решил переступить порог светского учебного заведения, а не медресе, будь добр, придерживайся нейтрального дресс-кода – без этнических, религиозных, фольклорных и прочих атрибутов.
Надо понимать, что естественное для соседних мононациональных территорий ношение хиджаба, даже на востоке Ставрополья с его сильными мусульманскими традициями, может показаться необычным, а в чем-то и некорректным. Есть, возможно, и такое опасение: сначала, мол, в школу в хиджабах, потом молитвы на переменках, а там и до политики рукой подать... 
Но есть у этой коллизии и другая сторона. А что, собственно, такого вытворили дети, что их отлучили от школы? Одно дело – советская школа, где все ходили в одной форме, подчеркивая свое единство пионерскими галстуками и комсомольскими значками. Современное российское законодательство вопрос школьного дресс-кода не регулирует. Да и то: почему в серьгах и кольцах являться на занятия можно, а на хиджаб наложен запрет – не законом, а директором?
Будут ли дети надевать хиджаб или блузку, зависит, скорее, не от запретов, а от системы образования и воспитания в целом, от приоритета ценностей – культурных и мировоззренческих установок. Кстати, что лучше еще, хиджаб или мини-юбка, вопрос спорный. К тому же, как известно, запретный плод сладок, и особенно когда речь идет о детях.
И вот тут, когда одна сторона медали ни в чем не уступает другой, самое время напомнить о толерантности, с которой у нас, что скрывать, есть сложности. На российской почве само это понятие приживается с огромным трудом – особенно там, где обострены этнические проблемы.
Но что вообще такое эта толерантность, с ее иностранным и казенным оттенком? Это моральный долг и добродетель, позволяющие жить в мире и согласии. Это гармония в многообразии, которой способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Это не то же, что терпение, но это терпимость, которая заключает в себе уважение или признание равенства, отказ от диктата и уж тем более насилия.

 

Олег ПАРФЁНОВ

 

Владимир Гончаров28 октября 2012, 00:09

 
 
 
 

ПАРА ВВОДИТЬ ЕДИНУЮ ФОРМУ! И вопросов таких не будет...

Марина26 октября 2012, 20:12
 
 
 
 

Помните, в доброе советское время над некоторыми учениками, посмевшими надеть нательные крестики в школу, всячески глумились и учителя, и соученики? Не повторением ли это уже однажды пройденного является? И действительно, чем хиджаб хуже платка? Не есть ли это двойной стандарт? По-моему, это великая глупость, запрещать совершенно безвредные головные уборы.И вдвойне печально, что этот запрет исходит от руководителя образовательного учреждения.Разве это кому-то мешает? Можно пить на перемене, а иногда и на уроке, пиво, курить табак, а порой и "травку", носить хиджаб нельзя... Печально, господа.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях