Поиск на сайте

В станице Расшеватской число фермеров одно из самых высоких на Ставрополье. Станичники объясняют феномен тем, что здесь до сих пор жив

 

Дороже свободы ничего нет
Сохранят ли будущие поколения эти благородные традиции служения Отечеству и вольного землепашества? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в станичной школе.
– Согласитесь, что задача школы не только обучить детей грамоте, основам наук, но и заложить в них нравственные начала, воспитать гражданскую позицию. В советские времена с этим неплохо справлялась пионерская организация, несмотря на идеологические издержки, – рассуждает директор школы Татьяна Толоконникова. – Сейчас, слава Богу, этой классовой зацикленности нет.
Но ничего не дадено взамен. Нет идеи, вокруг которой можно было бы сплотить детей, формировать в них гражданскую позицию. Это серьезно сказывается на духовных качествах ребят. Что предложить им взамен пионерских галстуков и лозунгов? Скаутские идеи?
А может, лучше близкие и понятные нам традиции казачества, в которых есть все, что нужно для воспитания высоконравственной личности?
Вот мы и вышли с предложением ввести в школе казачий компонент. Мы получили такой статус в минобразования официально, в школе имеются казачьи классы, и ей присвоено имя известного станичного атамана Василия Репникова.
Добавлю, что педагоги, прежде чем начать внедрять казачий компонент, посоветовались с детьми и родителями, проведя анкетирование. Большинство согласилось с тем, что казачий дух в станице жив и его надо сохранять.

 

Если хочешь быть казаком…
Рассматриваем фотографию, на которой на фоне добротного здания запечатлены дети в кубанках, черкесках, с кинжалами. Это выпускники двухклассного мужского училища, которое было открыто в станице во времена атаманства Василия Репникова. В этом здании и по сей день учатся дети станицы Расшеватской. Территория современной школы огромна – несколько гектаров. Рядом с историческим зданием вырос современный учебный корпус, который периодически достраивался, реконструировался. Получилось весьма символическое сочетание прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга.
– Вот и мы так хотим воспитывать детей, чтобы в них сочеталось все хорошее, что было наработано прежними поколениями, с теми качествами личности, которые востребованы современной жизнью, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Александра Зейналова, – здесь нет никакого противоречия. Разве такие понятия, как служение Отечеству, верность долгу, трудолюбие, не нужны в современной жизни? Их, наоборот, не хватает современной молодежи, потому что телевидение, масскультура насаждают не лучшие образцы поведения.
– А вера в Бога, которая и сформировала в казачестве его лучшие нравственные качества, разве это пережиток прошлого? – вступает в разговор руководитель казачьего класса Светлана Кунаковская. – Мы, конечно, за светское образование, но у нас хорошие отношения с местным батюшкой, он периодически приходит к нам на классные часы. Его беседы оказывают благотворное влияние на детей.
Как говорит Светлана Валентиновна, учителя, среди которых в основном женщины, понимают, что для формирования казачьего духа мужского влияния явно не хватает, поэтому школа очень хотела бы, чтобы у нее появились шефы из какой-нибудь силовой структуры. С этим пока не получается.
Но нет худа без добра. Чтобы научить казачат ходить строем, достаточно и школьного преподавателя ОБЖ полковника запаса Василия Павлова, который, кстати, является кошевым атаманом станичного казачьего общества.
– Вряд ли стоит зацикливаться на внешних атрибутах казачества. Форма, которая есть у ребят, строевые навыки или умение стрелять и фехтовать – это не самое главное. Наверное, есть какое-то оправдание злым языкам, которые окрестили современных казаков ряжеными как раз за пристрастие к внешним атрибутам, а не внутренней сути казачества. Мы прежде всего думаем о духовных началах.

 

Слава Богу, что мы казаки
Такой лозунг я прочитал в одном из многочисленных коридоров школьного здания. Сначала подумал: с претензией на исключительность выраженьице! Где-нибудь в Евросоюзе осудили бы за нетолерантность. А потом, когда пообщался с ребятами, когда учителя рассказали, как они изучают историю станицы, традиции местного казачества, какие проводят конкурсы на знание обычаев, фольклора, понял, какая мощная любовь к своей малой родине стоит за всем этим.
Ну что плохого в том, что люди гордятся, что они русские или казаки? Лишь бы чванливость не обуяла.
– Когда я была маленькой, всегда жалела людей, которые не родились в Расшеватской, – признается Светлана Валентиновна. – Мне казалось, что нет ничего лучшего, чем наша станица. Как же они могут жить без нашей речки Расшеватки, без наших песен, без холодца с квасом и узвара из сухофруктов!
Всех не местных казаки раньше называли мугарями. Что это, чванливость по отношению к чужакам? А может, та самая жалость, как у маленькой Светланы, к тем, кому не суждено было родиться в Расшеватке? А как тогда быть с местной поговоркой: «Ты что, выше Василискина?»
Василискин был типичный мугарь, сирота, которого взяла на воспитание казачка Василиса. Оттого и фамилию такую дали. Но волей судеб после Октябрьского переворота он стал первым в станице председателем ревкома. Выдавал всякие справки и прочие документы – словом, всю станичную жизнь держал в руках. Не было никого выше Василискина. Он, кстати, через жену предупреждал те семьи, которые попали в список раскулаченных, чтоб, пока не поздно, бежали из станицы. За это и был репрессирован.
Казачатам, старшие из которых только в шестом классе, об этом пока рано рассказывать. Но придет время – узнают.
А пока они участвуют в конкурсах на знание станичного диалекта, казачьей походной и повседневной кухни, организуют торжества на Поповом кургане – месте, откуда пошла станица Расшеватская, поют старинные песни, изучают биографии тех станичников, в честь которых названы улицы. Им есть кем гордиться.
Это не только дореволюционные атаманы и георгиевские кавалеры, но и герои Великой Отечественной войны, такие как Григорий Кожевников. Отважный казак, засев в дупле дуба с пулеметом, несколько часов сдерживал наступление фашистов, уничтожив сотню врагов. Немцы были поражены его мужеством и похоронили со всеми воинскими почестями.
Сейчас расшеватские школьники дружат с ребятами из белорусского местечка Пружаны, чьи следопыты обнаружили медальон Кожевникова. В основном ребята общаются посредством новых технологий, через электронную почту и «Скайп».
Современные симпатичные мальчишки и девчонки, с которыми было легко общаться, когда учителя повели меня в классы. Раскованные, умеющие говорить и, вместе с тем, уважительные к взрослому собеседнику. Такой, согласитесь, мы и хотим видеть современную молодежь.
Кстати, общались мы в том самом здании, где было положено начало станичному образованию. Прошлое и настоящее неразделимы.

 

Сергей ИВАЩЕНКО
Станица Расшеватская,
Новоалександровский район

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях