Поиск на сайте

 

Загадывание загадок на Руси правители приравнивали к пению «бесовских» песен

Недавно «Открытая» опубликовала мое эссе о русских пословицах и поговорках, посвященных речи, языку, слову («Праздничные одежды души народной», №47 от 30 ноября с.г.). Хочу продолжить тему народного фольклора и поговорить об удивительном жанре народного творчества - загадке.

В народной речи «загадать» означает «задумывать, замышлять, предлагать что-либо для решения». Загадка возбуждает любопытство своим скрытым смыслом. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, его «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Иногда загаданные предметы изображены посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается. Загадки такого типа – развернутая метафора.

С некоторых пор в исследовательской литературе получило распространение мнение, что загадки - это как бы свод знаний народа о внешнем мире, своеобразный курс  народного «мироведения».

Основное назначение жанра загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой.

Другая важнейшая функция жанра в том, что загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. «Не князь по породе, а ходит в короне» - в этой загадке о петухе описание сочетается с его поэтизацией. Именно загадка как фольклорный  жанр ставит целью развивать у человека образный взгляд на действительность.

То есть загадка - поэтическое, замысловатое описание предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность.

Происхождение загадок принято связывать с так называемой условной речью, когда человек по разным причинам не мог назвать вещи и явления настоящими именами. Например, первобытный человек, прибегавший к околичностям, был убежден, что, скрывая свои приготовления, не называя животных и орудия охоты, он не дает возможность зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает удачную охоту.

Позднее иносказательная речь применялась в свадебной речи в стремлении скрыть происходящее от темных сил. Такие иносказания переходили в загадки.

Любопытно отношение правящих классов феодальной Руси к загадкам. Так, грамотой царя Алексея Михайловича (1648 г.) осуждались те, кто «загадки загадывает», что было приравнено... к пению «бесовских» песен!

Первые записи загадок были произведены в конце XVII века отдельными любителями народного творчества. Лишь столетие спустя появились печатные сборники загадок. В то время жанр испытывал сильное влияние «эстетики» классицизма. Вместо обычного описания предмета встречались диалоги или речь от первого лица: «Кто меня сделал - не сказывает, кто меня не знает - принимает, а кто знает - на двор не пускает». (Фальшивые деньги)

В середине XIX столетия загадки публиковались в различных губернских ведомостях, в специальных этнографических сборниках. Особенно их много стало в 60-е годы в связи с обострением крестьянского вопроса.

Современные загадки, конечно, отличаются от тех, стародавних, но суть и функции остались прежними. Загадки не потеряли актуальности и значимости. Я, как педагог, мать двоих детей и бабушка двух внуков, уверена, что именно с помощью загадок можно  эффективно развивать у ребенка логику, мышление, способность мыслить объемно и творчески. А поэтическая напевность загадок обогащает духовный мир малыша. Вы только прислушайтесь:

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуд -
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)
 
Белая звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
(Снежинка)

 

Леда ШАТАЛОВА

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий