Поиск на сайте

 

 

 

Оказывается, если власть не мешает, оформить в собственность придомовую территорию жильцам многоквартирных домов очень просто

 

Последние два-три года в крае отношения между городскими властями и жильцами многоэтажек заметно испортились. Основная причина конфликтов - вырубка лесных насаждений, уничтожение детских и спортивных площадок, парков, скверов, бесконтрольное строительство и уплотнение придомовых территорий.
С особым размахом беспредельничают власти Ставрополя - города, который не спеша, вдумчиво и в гармонии с природой развивался на протяжении веков. Старинные кварталы продумывали до мелочей. Небольшая этажность домов и расположение улиц не мешали распределению солнечного света, видам на очаровывающие взор окрестности. Во внимание принимали даже красоту далекого Эльбруса. Дома, для экономии тепла, строили с учетом розы ветров: очень толстые и чаще всего глухие, без окон стены защищали с одной стороны от холодных восточных, а с другой - от несущих осадки западных ветров.
С перспективой на столетия закладывались широкие мощенные камнем улицы. Строились мосты, тротуары обустраивались ливневыми водостоками. Некоторые каналы уходили под улицы и были достаточной высоты, чтобы там мог свободно пройти человек. Закладывались скверы, парки, бульвары, питомники для саженцев...
А что сегодня? Идет захват территорий, подрядные организации безбоязненно нарушают красные линии улиц, хаотично застраивают охранные зоны и придомовые территории, разрушают памятники природы, историко-архитектурные ансамбли… Похоже, СНиПы в Ставрополе уже не являются документами, определяющими целесообразность строительства: автозаправочную станцию можно воздвигнуть хоть на центральной площади города.
Еще в июле мэрия Ставрополя с помпой презентовала концепцию генерального плана города на ближайшую четверть века, а в будущем году обещала представить его уже во всех деталях. Документ этот должен состоять из немалого количества различных материалов, он своего рода Конституция для урегулирования взаимоотношений в государстве. Но для горожан особенно актуален раздел, касающийся зонирования территории: функционального (использование земель) и строительного (этажность, плотность зданий). На основании заложенных в этой части генплана параметров и должны прорабатываться проекты застройки кварталов и микрорайонов.
Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки. Но тут возникли сложности политического характера - отменили выборы в городскую Думу, которая на сегодняшний день потеряла свою легитимность как коллегиальный орган. Если выборы и впрямь, как говорят, перенесут на октябрь будущего года, то ожидать появление генплана можно не скоро.
Между тем уже три года прошло с момента вступления в силу Жилищного кодекса, согласно которому земля под многоэтажками, а также прилегающая к ним территория должны принадлежать собственникам жилья. Чтобы стать полно-правным хозяином придомового участка, надо провести его межевание, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать. Если эти условия будут выполнены, городские власти уже не вправе с легкостью кромсать придомовую территорию.
Однако оформление земли в собственность обитателями многоэтажек идет крайне медленно, и причин для этого хватает. До сих пор правительство края не разработало методику расчета нормативных размеров кондоминиума (земля под домом и прилегающая к нему территория), нет и координирующего органа по передаче земли в собственность. В одних городах это только на руку чиновникам, которые за солидные откаты раздают строительным организациям земли в престижных центральных районах. В других попросту не рискуют изобретать свои правила приватизации.
Представьте площадку между четырьмя многоквартирными домами – обычный элемент городской планировки. Сразу же возникает вопрос: как «по-честному» делить территорию? Отписать дворик, расположенный в центре, к одному дому или «разрезать» его на равные части? За кем закрепить контейнерную площадку для мусора, постоянно требующую ухода, а значит, и расходов на содержание дворника? Как быть с проезжей частью, тротуарами, скверами, автостоянками - передавать жильцам или оставить в городской собственности, как места общего пользования?
Более того, практически на каждом придомовом участке имеются трансформаторные подстанции, канализационные и водопроводные колодцы, да и вся территория между домами в буквальном смысле напичкана инженерными коммуникациями. Что, например, делать если властям потребуется подвести трубу к новому зданию, а новоявленные собственники тому категорически воспротивятся: не желаем, мол, чтобы наш двор коверкали экскаваторы и самосвалы?!
Однако самым неприятным для городских властей может оказаться то, что сегодня они за казенные деньги проведут межевание, а завтра, после появления методики расчета размеров кондоминиума, кто-нибудь из жильцов докажет: земельный участок сформирован неправильно. Придется кроить заново, и опять за счет бюджета. Не случайно даже главный архитектор края Юрий Расходов по этому поводу откровенно признался: «Разработать методику можно хоть за месяц, да только применять ее на практике очень сложно».
Но, как говорится, не так страшен черт, как его малюют. В некоторых городах не стали дожидаться, пока им свыше спустят инструкции, а уже передают жильцам в собственность землю в пределах так называемых устоявшихся границ. Относительно неплохо на этом фронте проявили себя власти Невинномысска, Кисловодска, Ессентуков, где процедуры межевания и постановки на кадастровый учет прошли более двух сотен многоэтажек. Из 237 многоквартирных домов Лермонтова межевание провели 135. И ведь никаких претензий к властям - люди счастливы, что теперь они обзавелись неприкасаемой территорией, стали полноправными ее хозяевами.
Правда, тут появилась другая проблема. Передача жильцам в собственность земельных участков предполагает, что они будут платить налоги. Но оказывается, никто не платит. Дело в том, что у каждого из собственников своя индивидуальная сумма налога, которая зависит как от площади квартиры, так и от площади общего и неделимого имущества (чердаки, подвалы, лестничные пролеты). Но кому конкретно и сколько принадлежит квадратных метров в том или ином доме, в налоговой инспекции не знают. Более того, такими данными не располагает ни одно из краевых или федеральных учреждений, а добровольно «сдаваться» налоговикам никто не торопится - «дураков», как водится, у нас нет.
Конечно, при желании местные власти (а ведь именно они в первую очередь заинтересованы в пополнении казны) могли бы и сами эту информацию собирать, а потом передавать в налоговые органы. Но вот странность - в администрациях не шевелятся. То ли времени нет, то ли желания.

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий