Работы Михаила Шемякина, давно живущего за рубежом, но связей с Россией не растерявшего, прибыли в Ставрополь
В помещении краевого отделения Союза художников России (ул. Маршала Жукова, 46) на днях открылась выставка работ Михаила Шемякина «Рисунки в стиле дзен». Написаны они с 2002 по 2004 год и станут частью будущей большой экспозиции, приуроченной к выходу в свет книги «Дзен Михаила Шемякина».
Для российских поклонников творчества мастера стиль дзен в собственном исполнении, один из путей творческого поиска себя, известен мало. Хотя изобретать и совершенствовать свою особенную технику с китайской тушью, опираясь на японскую школу дзенской живописи, художник начал еще в 1998 году, создав такие известные циклы, как «Призраки заброшенных амбаров», «Король Лир», «Пятно и резкий удар», «Галантные фигуры», «Рисунок сильной тональности».
Работы, представленные на выставке, выполнены тушью на бумаге. Композиции складываются из пятен, лишенных четких контуров (этот прием Василий Кандинский, один из основоположников абстракционизма, называл «размытостями»). Удары кисти приобретают легкий, неуловимо динамичный, как бы «танцевальный» характер, сливаются в быстром движении, образуя неповторимые образы.
Несмотря на то, что рисунок знакомит зрителя с приемами дзенских медитаций (в понимании Шемякина), героями произведений, в отличие от традиционных для Японии и Китая образов, в основном являются европейские персонажи. Впрочем, неудивительно: источником вдохновения для Шемякина служат не только старинные работы восточных мастеров, но в равной мере и графика Рембрандта и Гойи.
Редко на культурных мероприятиях, если это не концерт с заезжей поп-дивой, встретишь большого чиновника, а потому многих искренне удивил визит главы Ставрополя Георгия Колягина.
«Это знаковое событие в культурной и просветительской жизни города, не отстающего от современных тенденций», - отделался мэр вполне дежурной фразой. Однако выставку покинул едва ли не последним, воспользовавшись удобным случаем пообщаться с художниками на их территории, в их профессиональной среде, более удобной и располагающей для понимания друг друга, нежели чиновничий кабинет.
Одним из гостей выставки стал давний друг Михаила Шемякина, автор ряда памятников и скульптур в Нальчике, обладатель золотой медали Союза художников России Арсен Гушапша (сам Шемякин является продолжателем древнего княжеского кабардинского рода Кардановых).
«Экспозиция прибыла в Ставрополь из Майкопа благодаря энтузиазму и стараниям председателя краевого отделения Союза художников Сергея Паршина. Он связался с автором работ, который сейчас в Париже, и тот охотно согласился выставить рисунки в Ставрополе.
А же в свою очередь хочу передать всем от Михаила Михайловича огромный привет с наилучшими пожеланиями», - исполнил приятную миссию Арсен.
Много искренне восторженных слов о работах мастера сказали его ставропольские коллеги – художники, графики, дизайнеры.
Виктор Андросов отметил, что в современном пространстве, до отказа заполненном китчем, эта выставка настоящий праздник для тонких ценителей высокого искусства. Евгений Кузнецов увлек рассказом о непростой судьбе современного рисунка в целом, увы, все реже радующего своим появлением, а в легких и зрелищных работах Шемякина одновременно рассмотрел не только великолепную графику, но и глубокую философию.
Владимир Грибачев поделился тем, как его студенты из краевого художественного училища, побывав на выставке все как один, сами не желая того, оказались под влиянием маэстро – шемякинский дзен-стиль проник в их работы моментально.
Однако не всем даже известным и заслуженным ставропольским художникам, чьи имена на слуху, и не только в крае, экспозиция доставила удовольствие. Понятно, к микрофону с торжественной речью они не подходили, но в кулуарах мыслями своими делились охотно. Разброс оценок - от умеренно холодных до откровенно воинственных.
В общем, мнений на удивление оказалось много - ну чем не повод посетить выставку и составить собственное представление о дзен-мелодиях обладателя пяти докторских степеней за работу в области искусства?
Михаил Шемякин родился в Москве, во время учебы в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина увлекся модернизмом, и в 1961 году был отчислен «за эстетическое развращение однокурсников».
Организовал группу «Санкт-Петербург» и в соавторстве с философом Владимиром Ивановым создал теорию написания иконы на основе религиозного искусства всех времен и народов.
Эти исследования впоследствии нашли реальное воплощение в коллекции миллионов образов, систематизированных по техническим, историческим и философским категориям.
В 1971 году череда гонений и испытаний закончилась для Шемякина лишением гражданства и высылкой из страны. Десять лет он жил и работал в Париже, там приобрел известность. В 1974-м впервые был показан его акварельный цикл «Петербургский карнавал», принесший художнику мировую славу.
Всерьез увлекся скульптурной композицией, а его памятники стали украшением и гордостью десятков городов мира. Занялся отбором и изучением изобразительных материалов, книг, документов, составляющих на сегодняшний день уникальнейшую визуальную библиотеку, положенную в основу Института философии и психологии творчества, созданного художником.
В 1981 году Михаил Шемякин переехал в Нью-Йорк, приняв американское гражданство. Все эти годы выставлялся в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Знакомство России с Шемякиным началось в перестроечном 1989-м.
Олег ПАРФЁНОВ
Добавить комментарий