Поиск на сайте

Чтобы завлечь клиента, рекламщики Ставрополья используют неприличные и провокационные уловки

 

На днях Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа вынес решение по спору между ставропольскими антимонопольщиками и сетью магазинов «Техносила». Суд подтвердил: в рекламных объявлениях недопустимо использовать мелкий, трудночитаемый шрифт. 
Весь прошлый год улицы Ставрополя пестрели яркой рекламой «Техносилы», которая предлагала покупать бытовую технику в кредит. При этом самые привлекательные для потребителя условия кредитования (сумма ежемесячного взноса) были выделены огроменным шрифтом, а вот все данные о получении кредита – очень мелким, и прочесть его можно было, только воспользовавшись лупой. 
Краевое Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) усмотрело в такой «дискриминации» нарушение федерального закона «О рекламе», который гласит: «Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств». И наложило на «Техносилу» штраф в размере 40 тысяч рублей, потребовав убрать с улиц незаконную рекламу. 
Но торговая сеть встала в позу – отказалась выполнять требования антимонопольщиков и обжаловала их постановление в краевом Арбитражном суде. Однако и краевой арбитраж, а затем и суды апелляционной и кассационной инстанций отказали «Техносиле» в их жалобе, то есть полностью подтвердили правоту «борцов с монополистами».   
По словам руководителя краевого Управления Федеральной антимонопольной службы Владимира Рохмистрова, еще недавно подобные нарушения на рекламном рынке Ставрополья встречались сплошь да рядом. Например, в рекламе банка крупным шрифтом указывается самая низкая из возможных ставок по кредиту или, напротив, самая высокая ставка по депозиту – ну а вся «сопутствующая» информация набрана внизу мелким шрифтом. Ее он замечает, как правило, уже подписав договор. 
И вот тут-то оказывается, что условия кредита банка вовсе не шикарные, а кабальные. Но поделать-то ничего нельзя – не надо было покупаться на рекламу, а в первую очередь внимательнее читать сам договор.   
Такая же канитель с мобильной связью. Появляется новый тариф – и уже на следующий день десятки рекламных щитов убеждают прохожих, будто «минута разговора стоит 30 копеек». И снова на поверку оказывается, что 30-ю копейками тут и не пахнет – эта цифра рассчитана с учетом всевозможных скидок и льготных услуг, за подключение которых тоже нужно заплатить. Правда, написано об этом все там же – сбоку, мелко и невнятно.
Или взять еще один пример недобросовестной рекламы. Нынче разгар сезона скидок – и на каждом магазине можно узреть кричащие объявления типа «Скидки до 70%». Заходим в магазин – скидок как будто бы нет, только в дальнем углу торгового зала висит две-три вещи, на которых и написано: «Минус 70%». Признайся, дорогой читатель, сколько раз ты попадался на такую рекламную уловку?
– Всего за прошлый год мы рассмотрели более ста дел по нарушениям рекламного законодательства, – рассказывает Владимир Рохмистров. – При нашем управлении создан экспертный совет по рекламе, куда входят психологи, журналисты, деятели культуры и рекламного бизнеса. Они выносят свое авторитетное мнение по спорным ситуациям. Примерно  в половине случаев нарушители соглашаются с нашими выводами и добровольно платят штрафы. Остальные предпочитают судиться. Но по практике могу сказать, что дело это бесперспективное – по рекламе наше управление не проиграло в прошлом году ни одного судебного спора!
В целом нарушения типичные: например, в рекламе лекарств не указываются возможные побочные действия препаратов; в рекламе пива используются изображения людей. Впрочем, в прошлом году были и весьма забавные случаи. Например, один ресторан из Ставрополя на своих рекламных плакатах размещал провокационную фразочку: «Вы уху ели?» Слух, конечно, оскорбляет, зато врезается в память – а это рекламщикам только и надо.
Однако самый громкий скандал спровоцировала рекламная фирмочка из Невинки. Прошлым летом она вывесила возле своего офиса рекламный щит... с фотографией пышногрудой певицы Анны Семенович, которую попросту пересняли из модного столичного журнала «Maxim». Правда, если в оригинале сексапильная блондинка была полностью обнажена, то невинномысские умельцы стыдливо пририсовали ей ярко-красные стринги. 
Но еще круче была надпись на рекламном щите: «Звони. И она сделает тебе классный минет» (слово классный было как бы исправлено на слово классную, а минет – на рекламу). Впрочем, стоит отдать должное проворности струхнувших фирмачей – по первому требованию антимонопольщиков они сняли провокационный плакат. А то бы еще и схлопотали иск от самой секс-бомбы Семенович – о защите чести и достоинства, а от фотографов из «Maxim» – о нарушении авторских прав.   
 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях