Поиск на сайте

Как чиновники курортных городов края понимают тезис об «инвестициях в человека»

 
Истина, проверенная миллионами туристов: поездка на курорт начинается с дороги на него - в буквальном смысле. А стало быть, и с вокзала, где можно поменять «лошадей», сориентироваться, куда и каким маршрутом следовать дальше, наконец, просто передохнуть. Но это в идеале, конечно. Вокзалам Кавказских Минеральных Вод до таких вершин сервиса, кажется, не подняться никогда.
Почти два года минуло с тех пор, как премьер Путин утвердил Стратегию социально-экономического развития СКФО - документ больших проектов, коих страна не знала со времен закладки Байкало-Амурской магистрали. Однако курортным вокзалам места в нем не нашлось. Не смогли они, не больно-то изменившись со времен пушкинского станционного смотрителя, вместить в себя весь размах и масштаб мысли современных стратегов.
Взять, скажем, автовокзал курортной жемчужины - Кисловодска. Если есть возможность объехать его стороной, не премините ею воспользоваться. А если уж миновать этого места не удалось, позвольте еще совет: опасайтесь тамошнего сортира. После его посещения без противогаза вас не откачают и в самом крутом бронхо-легочном санатории. Да и впечатления от отдыха смазаны будут необратимо.
Но если антисанитарию, вонь, грязь, зеленых мух и горы окурков можно еще отнести к общероссийским реалиям (мол, повсюду так), то нюансы информационно-просветительского характера свойственны исключительно курортным автовокзалам. Еще раз убедиться в этом довелось мне, побывав на недавнем Международном(!) форуме «Инвестиции в человека» в Кисловодске.
Недоумение охватывает сразу по прибытии на вокзал: почему инвестиции до сих пор хотя бы поверхностно не коснулись этого мрачного места? Или не тот человек бывает здесь, чтобы о нем заботиться, просто уважительно относиться?
Дозвониться на вокзал по телефонам, указанным жирными буквами в рекламных буклетах, решительно невозможно. Причем в этих бесплодных попытках, как выяснилось, уйму времени убил не я один. Мои коллеги названивали туда часа три в надежде уточнить расписание - без толку. Недоразумения развеять удалось только в личной беседе с кассиршей: телефоны давно поменялись. 
Форум, к слову, прошел широко и торжественно, от желающих инвестировать в человека отбоя не было. Под воздействием этого позитивного настроя на обратном пути в Ставрополь я вновь вынужденно оказался на кисловодском автовокзале. Взял билет, жду. Из-за поворота выруливает потрепанная «Газель» с табличкой «Кисловодск - Учкекен - Ставрополь». Время отправления мое, но при чем тут Учкекен?
Пошел по вокзалу и с радостью обнаружил аж два расписания - одно внутри, другое на улице. Время отправления совпадает, а вот прибытия - разнится. Про Учкекен - ни слова. 
Заглядываю в окошко кассира, где подтверждают, что маршрутка идет прямиком на Ставрополь. Но выдают третий вариант прибытия, как оказалось позднее, к истине наиболее близкий.
Представьте теперь вместо российского обывателя, привыкшего к тому, что действительность может двоиться и даже троиться, иностранца, прибывшего в Кисловодск отдохнуть, познакомиться с местными обычаями, Россию узнать такой, какая она есть на самом деле. И как ему после этого не верить вражеским USA Today и Financial Times, у которых наши реалии тоже и искренне вызывают немалое удивление?
Год назад, примерно, тесное знакомство я завел с автовокзалом в Ессентуках. Попытка забронировать билет по телефону провалилась сразу после связи с диспетчером: «Не положено!» - и без паузы короткое телефонное «пи-пи-пи». Так, понятно, торг тут неуместен.
Чтобы взять билет заранее - пятница, рейс последний, свободных мест может не быть - пришлось в промежутке между рабочими встречами галопом нестись на вокзал. Из двух окошек под вывеской «Касса» работает одно, но направление «Ессентуки - Ставрополь» в нем не обслуживают. Предлагают часик погулять. Какой часик, если каждая минута на счету?!
Но тетка в окошке неумолима - ни забронировать, ни продать билет она не может, «и не надо отвлекать от работы»!
Правда, удобно и комфортно? Особенно курортникам, которых с чемоданами, высунув язык, вынуждают бегать между санаторием и вокзалом, рискуя опоздать на поезд и самолет. К тому же обеспечено достойное закрытие курортного сезона - запомнится надолго. На следующий год путевку смело можно брать в санаторий неврологического профиля, ибо если в Россию и приходят инвестиции, то исключительно в человека!
Не менее любопытная история приключилась со мной в Минеральных Водах, когда автовокзал еще уживался на одной территории с аэропортом. Признаков расписания не видно. Полчаса отстоял в очереди за билетом, но там твердо заверили: в сторону Ставрополя автобусов сегодня не будет. И тут же, едва стоило отделиться от очереди, как стая акул, хищно вокруг закружились таксисты.
Ну, думаю, влип: денег хватит только на автобус, ночевать негде, да и ехать надо… И тут подходит мужичок сердобольного вида. «Видишь, автобус вон подошел?» Не заезжая на автостоянку, метрах в пятидесяти от нее, в скверике скромно припарковался «Икарус». «Доедешь на нем до Невинки, а там разберешься. Только не проговорись, а то бомбилы на части меня порвут».
Тот самый  случай, когда говорят: всё схвачено. Натуральная круговая порука - с кассиршами, таксистами, автобусниками.
Вот бы инвестиции и впрямь шли в человека - глядишь, и круговая порука осталась в прошлом, и вокзалы засияли чистотой и порядком. Но у чиновников на этот счет свое видение: деньги надо вкачивать в искусственные моря, пятизвездочные отели, роскошные конгресс-центры. 
Инвестиции для этого нужны немалые. Но как среди этих громоздких мегапроектов разглядеть человека?  
 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях