Поиск на сайте

 

 

Реформа российского образования зашла в тупик – к такому мнению единодушно пришли ректоры ставропольских вузов

 

Минувшая неделя прошла для образовательного сообщества края в горячих дискуссиях вокруг ЕГЭ, который с нынешнего года переходит из экспериментального в штатный режим. В среду обсуждали его на краевом совете ректоров в агроуниверситете, а в четверг – на ректорском «круглом столе» в «Комсомольской правде». 
На обоих представительных мероприятиях педагоги расценили введение Единого госэкзамена как главную угрозу российскому образованию. Но лишь бессильно разводили руками: мол, предложить взамен им нечего.

 

На три буквы... 
На совете ректоров с большим докладом выступала министр образования края Алла Золотухина, которая рассказывала коллегам о новом порядке сдачи ЕГЭ в нынешнем году. Как известно, теперь именно ЕГЭ станет единственной формой выпускных экзаменов в школах и одновременно вступительных в вузах. 
Правда, московские чиновники до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно формата новой аттестации. 
В конце декабря Минобразования РФ издало приказ о порядке приема в вузы – готовился этот документ в недрах министерства почти полгода, прошел долгую экспертизу в Минюсте, а уже спустя пару недель после принятия в него стали в спешном порядке вносить коррективы. И вносят до сих пор, хотя до начала сдачи ЕГЭ уже рукой подать. Вот буквально на днях Москва объявила, что желающие поступать на вечерние и заочные отделения вузов могут сдавать вступительные экзамены в традиционной форме. 
А сколько еще будет таких «косметических» поправок? Кто-то из ректоров зло заметил по этому поводу: «Правила игры меняются уже во время самой игры».
Говорили на совете ректоров о том, что педагоги до сих пор не имеют представления о многих тестовых заданиях, и потому вообще не представляют, как готовить к ним ребят. Например, в этом году обязательным экзаменом станет математика – но в последний момент Минобразования РФ почему-то решило отменить его «репетицию», которая помогла бы сориентироваться и учителям, и детям. Критически затягиваются сроки подготовки экспертов, которые будут проверять экзаменационные работы на местах. И таких неувязок – десятки…

 

Гибрид бульдога с носорогом
На следующий день, в четверг, образовательную реформу руководители ведущих вузов обсуждали уже на тематическом «круглом столе» в пресс-центре «Комсомольской правды на Северном Кавказе». 
Тон дискуссии сразу задала ректор Ставропольского пединститута, депутат краевой Думы Людмила Редько: нынешние преобразования в российском образовании даже полноценной реформой назвать нельзя – нет ни стройной концепции, ни конкретных целей. 
По мнению ректора Северо-Кавказского социального института Евгения Шиянова, российские реформаторы пытаются смешать две концептуально разные педагогические модели: «получение образования» и «подготовка кадров». Вот, например, в нашей стране еще с советских времен приоритет в высшей школе отдавался фундаментальным знаниям – поэтому выпускник отечественного мехмата может успешно работать почти в любой технической отрасли. 
А на Западе все проще: получил базовое образование (стал бакалавром) – и затем на него можно быстро «надстраивать» любые профессиональные компетенции (степени магистра технологии).
Естественно, система образования определяет и национальный менталитет. Поэтому россиянин всю жизнь монотонно трудится на одном заводе или как минимум в одном городе – а американец каждые пять лет меняет прописку и профессию, до глубокой старости пребывая в состоянии активности.

 

Потерянное поколение
Как прозвучало на «круглом столе», за последние три столетия российское образование переживает уже 46-ю реформу. Причем время для нынешнего «перетряхивания» образования выбрано крайне неудачное. Проректор по учебной работе СГМА Юрий Филимонов напомнил, что сейчас в вузы приходит волна абитуриентов, школьная пора которых пришлась на сверхсложные 90-е – когда учителя «таксовали» и «челночили», лишь бы протянуть до зарплаты, но никак не образовывали. 
Это настоящее «потерянное поколение», не имеющее четких жизненных ориентиров. Едва ли не первое в жизни «общение» этих ребят с государственной машиной приходится как раз на пору выпускных экзаменов. И видя, с какой легкостью чиновники при этом меняют «правила игры», манипулируя людскими судьбами, молодое поколение сразу же теряет доверие к такому государству. 
Ребята видят, как просто получить в нашей стране сертификат ЕГЭ, диплом и даже научную степень (хоть по пять штук на нос). И бегут получать специальности «Менеджер», «Юрист», «Экономист» – хотя и так нынче в стране этих «асов» - как грязи. 
Вот так, попадая в жернова кособокой нашей системы профподготовки, молодежь сходу включается в бесконечную гонку за дипломами, которые извращенно представляются символом «карьерного успеха». Людмила Редько привела удручающие результаты недавнего соцопроса студентов Москвы: две трети ребят готовы ради карьерного успеха нарушить любую ветхозаветную заповедь, а каждый третий готов на все, кроме смертоубийства.  
По словам Редько, введение ЕГЭ крайне болезненно ударит не только по абитуриентам, но и по школьным учителям. Расхожим стало мнение, будто бы ЕГЭ расхолаживает педагогов, поскольку «натаскать» ребенка на тесты намного проще, нежели заставить его всерьез работать головой. 
Но катастрофический опыт сдачи Единого госэкзамена в прошлом году говорит об обратном – тогда математику и литературу на «двойки» написала почти четверть школьников. С этого года в школах вводится новая система оплаты труда (НСОТ) – то есть зарплата учителей будет напрямую увязана с успеваемостью их воспитанников. И «девятый вал» низких оценок по ЕГЭ, который предрекают эксперты нынешней весной, обещает попросту оставить без порток половину учителей-предметников страны. 
 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой» газеты

 

P.S.

Если все образовательное сообщество края и страны против ЕГЭ, то почему чиновники – за? Быть может, ректорский протест – всего лишь игра на публику? Предпринимают ли влиятельные педагоги реальные действия, чтобы остановить ведущую в тупик реформу, или ограничиваются констатацией фактов и «косметическими» поправками к уже принятому закону о ЕГЭ?

 

Как сделать ЕГЭ более человечным

 

Предложения ректоров вузов Ставрополья, направленные в Минобразования РФ

 

1. С этого года прием документов на очное и заочное отделения вузов будет идти в одни и те же сроки (с 20 июня по 25 июля). И если раньше ребята, не поступившие очно, сразу же подавали документы на «заочку», то теперь у них нет такой возможности. 
Ректоры предлагают вернуть прежнюю систему, когда прием документов на разные формы обучения был разведен во времени.
2. Все выпускники школ этого года должны были до 1 марта определиться с предметами, которые они будут сдавать для поступления в вуз. 
Ректоры края предлагают продлить этот срок и разрешить детям, которые определились с выбором уже после 1 марта, сдавать предметные экзамены во «вторую волну» (с 7 по 17 июля).
3. Для поступления в вуз теперь пригодны только результаты ЕГЭ. Исключение – иностранцы, дети с ослабленным здоровьем и лица, получающие второе высшее образование, которые имеют право выбора: сдавать экзамены в традиционной форме или в виде ЕГЭ.
По мнению ректоров, такое право выбора должно быть возвращено абсолютно всем категориям абитуриентов – но только при сдаче профилирующего экзамена на выбранную вузовскую специальность.
4. Выпускники школ, которые с первого раза сдали обязательные ЕГЭ по математике или русскому языку на «двойку», могут их пересдать в «первую волну» 11 и 15 июня. Но в эти же дни проходят и предметные (по выбору) экзамены по обществознанию, химии, физике и истории. То есть ребятам, которые хотят пересдать «двойку», придется прогулять экзамен по другому предмету. 
Ректоры Ставрополья рекомендуют Минобразования РФ развести сроки сдачи этих ЕГЭ.



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий