Поиск на сайте

На Ставрополье изменился порядок оплаты электроэнергии. Это очередной шаг к избавлению от «прожорливой» надстройки в виде расчётных центров

 

Новый год в России традиционно начинался с повышения коммунальных тарифов. Но последние два года тарифы вырастают не в январе, а в июле – видимо, чтобы не сильно нервировать граждан. Вот и в наступившем году тарифы вырастут только в середине лета. А вот население убеждено, что на самом деле повышение состоялось с первого января: ведь теперь придется оплачивать комиссию за сбор платежей за электроэнергию. Откуда взялась такая схема, разбиралась «Открытая».

 

Делите и вычитайте почаще!
В минувший четверг, первый рабочий день после долгих праздников, жители Ставрополя отправились по традиции оплачивать пришедшие коммунальные платежки. И с удивлением узнали в своих управляющих компаниях и почтовых отделениях, что платежи за электроэнергию у них принимать не будут. Такова, мол, новая директива.
С платежками отправляли напрямую в абонентский отдел «Горэлектросети» на улице Суворова, где скопилось под сотню человек. Духота, теснота, с сердцем многим стало плохо… Кому-то даже вызвали «скорую».
Правда, о нововведении население края информировали. Скажем, региональная тарифная комиссия (РТК) вывесила на своем сайте подробный, трехстраничный, комментарий о новом порядке оплаты коммунальных услуг. Но написан он сухим чиновничьим слогом, явно не для рядового потребителя. Было еще и несколько невнятных объявлений, которые публиковал «Ставропольэнергосбыт» в местных бесплатных газетах.
Смысл же нововведения прост. Коммунальные тарифы в России до недавнего времени были «устроены» таким хитрым способом, что кажется, будто за перечисление платежей вроде никто не платит. На самом деле, конечно, это не так: агентские расходы брали на себя сами ресурсоснабжающие организации, и сумма закладывалась в тариф, который ежегодно утверждался региональными тарифными комиссиями.
Естественно, это очень удобно, не нужно никуда ездить, достаточно сделать платеж по одной-единственной платежке. И неважно, кто является вашим платежным агентом, – Сбербанк, «Почта России» или расчетно-кассовый центр. Просто затем они берут от коммунальщиков, получивших деньги по тарифу, некую сумму за проведение платежных операций (что закреплено агентскими договорами между ресурсными и управляющими организациями).
Впрочем, есть и те ТСЖ и управляющие компании, которые самостоятельно перечисляют коммунальные платежи ресурсным организациям, без агента-посредника в лице расчетных центров. Так что эти расходы они обязаны включать в свой тариф на обслуживание многоквартирных домов.
Кроме того, если многоквартирный дом находится на непосредственной форме управления, то его жители обязаны платить комиссию за перечисление платежей, хотя эта сумма уже утверждена в едином для всего населения тарифе. Иными словами, немалая категория плательщиков в России оплачивала одну и ту же услугу дважды. Согласитесь, это несправедливо.

 

Острый приступ заботы
В мае постановлением правительства России №416 были утверждены новые «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». Согласно этому документу, ТСЖ и управляющие компании обязаны осуществлять четыре вида работ: 1) начисление обязательных платежей, 2) оформление платежных документов, 3) расчеты с ресурсоснабжающими организациями, 4) взыскание долгов.
Таким образом, услуги по «абонированию» и приему платежей, а также по изготовлению и рассылке платежных документов были отнесены к категории жилищных: в отличие от коммунальных (поставок ресурсов), они не регулируются государством. Размер этой оплаты должен определять сам собственник жилого помещения, он же и вправе самостоятельно выбрать платежного агента.
Еще три года назад Минрегион России утвердил «Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В соответствии с этим документом плата за прием платежей была исключена из тарифа на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО). В прошлом году то же самое произошло и с тарифом на тепло. До последнего «держались» энергетики.
Правда, даже после изменения порядка взимания платежей дополнительно брать с населения комиссионный сбор поставщики тепла и воды на Ставрополье не стали. Получается, что вроде как энергетики и оплачивали услуги по приему платежей, ведь занимается этим один кассир, которому всё равно, откуда получать зарплату.
В прошлом году обратила внимание на это Федеральная служба по тарифам, куда пожаловалась компания «Ставропольэнергосбыт». На основании этого еще осенью Региональная тарифная комиссия (РТК) и приняла решение: расходы за прием платежей от населения в структуре энерготарифа учитываться не должны. Соответствующие директивы комиссия разослала по всему краю в управляющие организации.
Почему «платежный» эксперимент начался в январе, а не в июле, когда и начнут действовать новые тарифы? Вот так хитро устроена коммунальная система в России: рассчитываются тарифы исходя из показателей финансового года (с января по декабрь), а вот вступают в силу они с полугодичным «опозданием» – в середине лета.

 

Шантажисты
Управляющие организации сразу же расторгли агентские договоры, заключенные с ресурсными предприятиями. Вместо них заключены документы другого типа – соглашения об информационном обмене (они не предусматривают никакой оплаты, а только безвозмездное сотрудничество).
Теперь каждая управляющая компания имеет два сценария: либо повысить тариф на обслуживание дома (включив в него стоимость приема платежей), либо единовременно взимать с населения комиссию. Многие «мажордомы» использовали эту свободу действий в корыстных интересах, объявив населению, что тариф придется повысить на 3-4 рубля за квадратный метр. Либо, мол, переходите на непосредственную форму управления своим домом.
За что ратуют управляющие компании, понятно. То самое постановление №416 регламентирует порядок оплаты за общедомовые нужды (ОДН). Если дом обслуживает управляющая компания, то стоимость расходов на сверхнормативные ОДН оплачивает она (а это, как правило, то, что воруют сами жители), а при непосредственной форме управления – жильцы. Причем в обоих случаях управляющая компания получает от жильцов примерно одинаковые средства, но при непосредственной форме управления не несет никаких обязанностей, что, разумеется, для нее очень выгодно.
Другая форма шантажа связана уже не с изменением порядка приема платежей, а с введением обязательного капремонта. Под этим предлогом управляющие компании также изощряются, чтобы сбросить с себя «ярмо» в виде обязательств перед жильцами. И увещевают перейти их на непосредственную форму управления: мол, при этом собранные на капремонт деньги можно будет тратить более адресно, а значит, эффективно. Хотя на самом деле это не так.

 

Временные трудности
Что же на самом деле изменилось для рядового потребителя коммунальных ресурсов? Как и раньше, он может оплачивать услуги в отделении Сбербанка или «Почты России» либо через расчетный центр (его кассы открыты в большинстве управляющих компаний Ставрополя).
И даже размер комиссии за эти платежи останется прежним: от 1% в кассах расчетного центра (при оплате через платежный терминал Сбербанка) и до 3% при оплате через кассу Сбербанка. Только теперь эти деньги вы будете оплачивать самостоятельно, а не «вслепую», как было раньше, когда они были включены в ресурсный тариф.
Как заверил меня замглавы комитета городского хозяйства Ставрополя Олег Анаников, проблема с приемом платежей в городском расчетном центре была лишь один день – в четверг 9 января, а затем люди могли, как и прежде, оплачивать счета за электричество. Также с понедельника устранена проблема с переводом платежей через отделения «Почты России».
Сложнее всего придется тем, у кого управляющие компании и ТСЖ захотят повысить тариф на обслуживание дома. Им нужно проверить обоснованность таких трат: в среднем расходы не должны повыситься более чем на 1 рубль за квадратный метр. А если затраты вошли в тариф управляющих организаций, то люди уже не обязаны платить никаких комиссий. В противном случае нужно срочно обращаться в краевую жилищную инспекцию, где в конце прошлого года специально создали отдел, проверяющий законность расчетов (по контролю за установлением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированием фондов и финансированием капитального ремонта).
Логично спросить: а на сколько после этого понизятся тарифы? Увы, тарифы не снизятся, по крайней мере, население этого не заметит, просто замедлятся темпы их роста в нынешнем году. Вот, скажем, если за 2013 год электроэнергия в среднем в Ставрополе подорожала на 14%, то в нынешнем году – лишь на 4% (замечу, что в платежках это отразится лишь с июля). Причем параллельно с этим на 5% упадет тариф для юридических лиц – в то время как в большинстве регионов страны его «заморозили» на уровне прошлого года.
Впрочем, от комиссии можно быть избавленным, если вы потрудитесь и приедете непосредственно в офис «Ставропольэнергосбыта». Здесь заплатить по платежке можно безо всяких накруток.

 

Призрачная «Альтернатива»
В идеале новая схема приближает жителей Ставрополья к цивилизованной форме оплаты за жилищные и коммунальные услуги, в которой нет места прожорливой «надстройке» в виде расчетно-кассовых центров.
Представьте. Вы получаете платежку, которую печатает ваша управляющая компания (или ТСЖ), и платите деньги ей, а она, в свою очередь, напрямую перечисляет полученные средства ресурсной организации. Безо всяких платежных агентов и посредников.
Правда, такая схема будет внедрена еще нескоро – для этого нужно повышать правовую дисциплину управляющих компаний. Чтобы деньги, собранные с жителей не «растворялись» в карманах директоров, которые затем пускаются в бега. А подобные истории на Ставрополье не редкость. Достаточно вспомнить недавний скандал с управляющей компанией «Альтернатива», которая, как выяснила Промышленная прокуратура, присваивала собранные с жителей средства.
В июне владелец компании принял решение о ее ликвидации, но оказалось, что средств для погашения долгов недостаточно: имущество оценено в 6 млн. рублей, а задолженность составляет 22 миллиона. И вот в августе «Альтернативу» решением арбитражного суда признали банкротом, причем в числе истцов – почти все коммунальные предприятия города. Что любопытно, зарплату своим работникам, а также налоги хитромудрая управляющая компания оплачивала исправно.
Ну а покуда в крае на ниве ЖКХ будут процветать такие плутовские организации, как «Альтернатива», навести порядок на коммунальном рынке будет нереально.

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях