Поиск на сайте

Страну кормят только красивыми отчетами о наших достижениях 

Анализ

Налоговые поступления в федеральный бюджет по итогам 2021 года увеличатся на 7 трлн рублей по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщил глава ФНС Даниил Егоров на встрече с Владимиром Путиным. 

По словам Егорова, по итогам 10 месяцев текущего года поступления составили 23 трлн рублей (рост за год на 37%). Если сравнивать с допандемийным 2019 годом, то сборы выросли на 23%. По итогам же 2021 года, поступления и вовсе составят  

28 трлн рублей при расходах бюджета в 21,5 трлн рублей. 

Вот только что получат с этого россияне? 

В 2019 году (до пандемии) бюджетный трансфер в ПФР составлял 3,3 трлн рублей. Причем на выплату страховых пенсий из этой суммы пошло 1,9 трлн рублей. Экономия же от повышения пенсионного возраста исчислялась мизерными десятками миллиардов рублей. 

Это значит, что 7 трлн рублей дополнительных доходов в год (даже с учетом того, что эта цифра может впредь колебаться) на порядок превышают суммы, необходимые для финансирования пенсий по старым дореформенным правилам. Повышение пенсионного возраста можно отменять. 

Есть, однако, сомнения в том, что власти пойдут на это. Похоже, повышение пенсионного возраста имело не столько финансовую, сколько идеологическую причину. Солидарную ответственность поколений, по рекомендации МВФ, российские власти решили оставить в прошлом. 

Сознание россиян уже адаптировалось к новой реальности. Согласно опросу, лишь 24% россиян рассчитывают на государственную пенсию. Еще 4% – на выплаты НПФ. Остальные смирились, что пенсии у них не будет. 

Правда, подрастает новое поколение, и оно будет наверняка не только ставить острые вопросы, но и требовать на них ответа. 

Тут меня на днях школьница спросила: если по телевизору все время говорят, что в стране денег много, то почему бабушки копейки считают… Что было ответить? Обращайся к «дяде Вове»? 

Шеф-аналитик Пётр Пушкарёв уверен, что на пенсионеров государство может изыскать средства даже при обычном уровне сбора налогов. 

— За нынешний год «увеличение» налоговых поступлений представляет собой не рост, а лишь быстрое восстановление суммы собранных налогов. Так что резкая «прибавка» в налоговой подпитке казны, скорее, иллюзия и вызвана она хорошо известным эффектом низкой базы аномального 2020 года. 

Налоговое бремя надо пересматривать.
Нужен избирательный подход по отраслям. И обязательно нужно оставлять оборотные средства на собственное развитие предприятию.
В противном случае налоги его засушат, добьют, оно закроется, а потом начнет заново. И эта спираль никогда не заканчивается. Если предприятие исправно платит налоги, должны быть какие-то
преференции.

Ведь на пике кризиса и доходы бизнеса, а значит, и налоговые сборы, в первый год пандемии сократились. Налоговые платежи для бизнеса были тогда не прощены, но частично или полностью отложены на потом, а уплачивать эти налоги предприниматели начали как раз с весны 2021 года. Отсюда и такие результаты: дополнительные триллионы рублей, которые недобрали в прошлом году. 

Больше всего отложенных налоговых платежей пришлось, разумеется, на малый бизнес и на сферу услуг. В остальной части налоговых поступлений из внутренних сегментов российской экономики не менее 1,5 трлн рублей составляет инфляционная накачка, поскольку по мере быстрого подъема внутренних цен все предприятия становятся формально «богаче». 

С более широкой денежной массы выручки выходят выше и налоги. Но покупательная способность этих 28 трлн рублей, которые будут собраны по итогам 2021 года, окажется заметно ниже, и ценность от инвестирования этих денег в социальную сферу или инфраструктурные, технологические нацпроекты будет соответствовать в лучшем случае 25 трлн «старых» допандемийных рублей. 

Собранного рекордного урожая налогов с трудом хватит даже на поддержание прежнего уровня бюджетных расходов и на заявленное уже на уровне президента повышение социальных выплат. Меры не могут поспеть за продуктовой инфляцией, ростом ЖКХ и расходов на транспорт. 

«СП»: – Получается, на отмену пенсионной реформы в связи с «рекордными» сборами ФНС рассчитывать не приходится? 

— В то же время с учетом и уже собранных налогов, и планируемого на 2022–2023 годы бюджетного профицита почти в 

2 трлн рублей была бы вовсе не так чувствительна и сумма порядка 500 млрд рублей в год, которой было бы достаточно если уж не для полной отмены, то хотя бы для приостановки, заморозки пенсионной реформы на ближайшие 3–5 лет. 

На фоне ограничений из-за пандемии эти годы будут особенно тяжелы для людей предпенсионного возраста. Тем более, что большинство ограничений вроде принудительной «самоизоляции» распространяются как бы «по старой памяти» на людей в возрасте с 60, а не с 65 лет. А это начисто лишает многих пожилых людей возможностей заработка или же подработки. 

Перераспределить менее двух процентов от всех налоговых поступлений или около четверти от запланированных ненужных государству профицитов в пользу ПФР ради повышения пенсий действующим пенсионерам и с целью хотя бы временного возврата к прежнему возрасту выхода на пенсию, было бы жизненно важным, справедливым и не слишком накладным для казны решением. 

По мнению экономиста Андрея Песоцкого, в условиях пандемии нужно приоритетно финансировать здравоохранение. 

— Михаил Мишустин в прошлом был налоговиком, поэтому нет ничего удивительного в том, что собираемость налогов будет увеличиваться – причем, прибавка солидная. Вторая компетенция Мишустина – цифровизация. Это значит, что в цифровую эпоху фискальная политика будет еще более продвинутой – государство будет делать так, чтобы бизнесу было максимально тяжело уходить от налогов. 

Сегодня технические возможности позволяют отследить движение средств в любой структуре вплоть до каждой транзакции. В финансовой сфере наводится порядок.
И это правильно. Налоги должны платить все или строго отвечать за неуплату. Хотя по-прежнему есть структуры, которые умеют обнулять свои налоговые задолженности и начинать работу с чистого листа.

«СП»: – ФНС заявляет, что соберет в этом году 7 трлн рублей… 

— Проблема в том, на что пойдут эти налоги. Здесь есть спорные моменты. Непостижимым образом расходы на медицину в 2022 году снизятся на 9% и составят 1,2 трлн рублей. И это в период нескончаемой пандемии! Если налоги собираются лучше прежнего, и даже в период спада активности бизнеса, проблем со сборами средств нет, то хорошо бы направить эти дополнительные средства на развитие медицины, которая на исходе сил борется за здоровье граждан в условиях коронавируса. Можно пересмотреть курс на «оптимизацию» здравоохранения, но нет – такая задача не ставится. 

Зато увеличатся вложения в ФНБ. Государство как бы боится тратить деньги на социальные нужды, предпочитая откладывать на некие непредвиденные события. Как будто бы они уже не наступили, и страну не захлестнула сверхсмертность в несколько сотен тысяч в год. «Копят деньги, как бабка на похороны» – метко охарактеризовали такую политику критики. Сложно с ними спорить. 

В свою очередь, член комитета по бюджету и налогам Госдумы VI созыва Вера Ганзя беспокоится, что собирая рекордные налоги, ФНС может обескровить бизнес. 

— Прогноз доходов бюджета не всегда бывает точным из-за разного рода форс-мажорных обстоятельств. Этим у нас занимается Минэкономразвития. Расходы же спрогнозировать гораздо проще. Всегда ясно, сколько надо денег на решение той или иной проблемы. А ФНС показывает, сколько удалось собрать в казну доходов по факту. 

Сегодня технические возможности позволяют отследить движение средств в любой структуре вплоть до каждой транзакции. В финансовой сфере наводится порядок. И это правильно. Налоги должны платить все или строго отвечать за неуплату. Хотя по-прежнему есть структуры, которые умеют обнулять свои налоговые задолженности и начинать работу с чистого листа. 

«СП»: – Вынужденно или по злому умыслу? 

— Камень преткновения в том, что налоговое давление на бизнес, особенно малый и средний, достаточно серьезное. Налоги не снижаются, а растут. И это несмотря на пандемию и крайне неблагоприятную экономическую ситуацию. Особенно скверно, что расплодилось множество проверяющих организаций, которых бизнесу тоже приходится «кормить». Как от них спрятаться? 

Налоговое бремя надо пересматривать. Нужен избирательный подход по отраслям. И обязательно нужно оставлять оборотные средства на собственное развитие предприятия. В противном случае налоги его засушат, добьют, оно закроется, а потом начнет заново. И эта спираль никогда не заканчивается. Если предприятие исправно платит налоги, должны быть какие-то преференции. 

Выдавливать налоги мы научились, а создать такую налоговую систему, которая не душила бы бизнес – не умеем. Руководство, в том числе ФНС, живет одним днем. Сегодня надо выжать налоги любой ценой. А то, что предприятие, заплатив этот налог, потом грохнется – никому не интересно. Им нужно получить деньги здесь и сейчас. Это крайне вредный подход. 

«СП»: – Только порадовались рекордному увеличению сборов… 

— Кроме того, вместе с ростом цен растет НДС. Сейчас НДС – второй налог, пополняющий нашу казну, после нефтяных доходов. А берется он из карманов потребителей. Все участники цепочки получают возмещение, а крайний – простой россиянин. Это непорядочно со стороны государства, когда в стране нищенские пенсии и зарплаты. МРОТ подняли, но это же не обеспечивает выживание. 

Сергей АКСЕНОВ 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях