Ставропольскому студенчеству - 85 лет.Как жилось нашему брату студенту в прошлом столетии?
Осенью 1930 года краевая газета «Власть Cоветов» сообщила: «Первого октября Агропедагогический институт (ныне СКФУ. - Авт.) в Ставрополе начал свое существование. Институт имеет отделения: общественно-литературное (зачислено на 1 курс 20 человек), агрономическое (40 человек) и подготовительное (45 человек). Созданы кафедры марксизма-ленинизма, языка и литературы, химии и зоологии. Книжный фонд библиотеки - 600 экземпляров».
О становлении одного из лучших вузов региона в тридцатые годы нам рассказывают «Очерки истории Ставропольского педагогического института». Вуз занимает половину бывшего окружного Дома Советов (до революции - духовная семинария), деля старинное здание с 7-летней школой. В вузе, рапортует первый номер студенческого журнала «Ударник АПИ», ощущается нехватка во всем - «от гвоздя до профессора». На сотню «горемык-школяров» приходится всего 12 преподавателей!
В институте всего два микроскопа, по некоторым дисциплинам - по два-три экземпляра учебника: неудивительно, что читальный зал библиотеки постоянно переполнен.
Студенты, съехавшиеся в Ставрополь по комсомольской и партийной мобилизации со всех концов Советского Союза, спят в общежитиях на деревянных топчанах с соломенными матрасами, питаются в столовой щами из кислой капусты, почитая за верх гастрономического блаженства фарш из молотой требухи. Из развлечений для молодежи - хор, драмкружок, агитбригада, антирелигиозная работа и ликвидация неграмотности. Ну и, конечно, походы в кино, танцы, свидания...
Практику будущие работники образования проходят не только в школе, но и на заводе «Красный металлист», в чугунно-литейном цехе, и в поле, пробуя себя в роли трактористов, комбайнеров и пахарей.
В первое десятилетие институт стремительно развивается. Появляются новые кафедры, кабинеты с современным оборудованием, зоологический музей. В ботаническом саду при институте молодые натуралисты проводят практические занятия в тени сотен деревьев из разных уголков страны и у бассейнов для водных растений и животных.
На досуге студенты занимаются конным и парашютным спортом, проводят вечера в клубах велосипедистов, мотоциклистов, стрелков, шахматистов-шашечников и краеведов-путешественников. Ребята из радиотехнического кружка радиофицируют аудитории института и городской парк культуры и отдыха.
С самого основания института все девушки и юноши проходят военную практику в 28-м кавалерийском полку. В мирное время комсомольцы совершают многокилометровые марш-броски по бездорожью с полной военной выкладкой, в противогазах, а в сорок первом надевают солдатские шинели и уходят на фронт.
Девушек мобилизуют на строительство оборонных сооружений, и занятия в институте прекращаются. Военная «перемена» затягивается на два года - вуз открывает двери для студентов лишь после освобождения края от оккупации, в феврале 1943-го.
Состояние пединститута плачевное: взорван главный учебный корпус, разрушены кабинеты, лаборатории и библиотека, вырублен ботанический сад. В распоряжении вуза ни одного общежития, все учебные аудитории и администрация размещаются в единственном уцелевшем корпусе площадью 700 кв. м (до войны вуз занимал 8 тысяч «квадратов»). Мебели не хватает, и молодежь слушает профессуру стоя, записывая лекции на старых газетах и в книгах между строк.
По 3-4 часа в день студенты и преподаватели поочередно работают на стройке, поднимая из руин главный учебный корпус. К лету сорок пятого в нем восстановлены некоторые аудитории.
Как жилось нашему брату студенту в послевоенные годы, мы узнаем из первых уст. Об этом нам расскажет первокурсница-1947, студентка первого набора спортфака будущего СКФУ, ныне бабушка 24-летнего выпускника-отличника Ставропольской медакадемии, Антонина Федоровна Горячкина. Читайте в следующем номере «Зачетки».
Добавить комментарий