Поиск на сайте

О том, как остаться человеком в бесчеловечную эпоху, размышляет академик Российской академии образования Александр Асмолов

Любая наука может развиваться и усваиваться только в условиях свободы. Где нет свободы, там нет науки, по крайней мере гуманитарной. Так считает доктор исторических наук Андрей Зубов, бывший профессор МГИМО, активный участник университета-лектория «Новой газеты», в которой эксперты читают лекции по истории, философии, психологии, литературе, то есть по всем гуманитарным предметам.
Все доклады можно найти на сайте «Новой газеты». Для студентов провинциальных вузов (и не только студентов) это, пожалуй, единственная возможность услышать альтернативное мнение самых известных в стране специалистов и ученых.
Так, в лектории «Новой газеты» выступил академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр АСМОЛОВ (на фото). Его лекция была посвящена психологии преодоления, которая помогает остаться человеком в бесчеловечную эпоху.
 

Бегство от свободы - залог успеха?

Перед лекцией Александр Асмолов предложил слушателям посмотреть мультфильм Гарри Бардина «Адажио». Это история человечества, рассказанная за десять минут при помощи бумажных кукол и пронзительной музыки.

История о трагедии новатора - вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как они искажаются последователями. Разворачивается этот практически библейский сюжет на фоне знаменитого адажио cоль-минор итальянца Томасо Альбинони.

«В фильме ставится вопрос, как быть человеком», - начинает лекцию Асмолов. И тут же обращается к слушателям: можно ли сохранить  достоинство в мире, где конформизм и бегство от свободы становятся нормами поведения, сулящими социальный успех?

Почему, когда появляется кто-то, не похожий на нас, со всех сторон  раздаются крики «Распни его!»? Хотя уже одно только появление подобного человека дает основание для эволюционного оптимизма (термин Александра Асмолова).

Кто не рискует, тот не пьёт шампанского

Вся история, говорит Асмолов, это драма борьбы между однообразием и разнообразием. Во всех культурах появляются люди, которые несут огромный заряд преадаптивности, то есть подготовки к будущему. И их очень трудно остановить. Причем одной из ключевых характеристик такой личности является непредсказуемость для самих себя.

Асмолов приводит пример из известного кинофильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Главный герой говорит Волшебнику: «Ты же знаешь, если я поцелую принцессу, то превращусь в медведя». И Волшебник отвечает: «Значит, ты не любил девушку!»

Герой не интересен для него, пока он предсказуем, пока он управляем страхом превратиться в медведя. Он станет значимым, только когда преодолеет  страх.

Чтобы выросло поколение, не знающее страха, нужны не нотации и лозунги, а великие произведения искусства, уверен Асмолов. Тот же фильм «Обыкновенное чудо» и другие шедевры Захарова - «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен».

Мы не видим уникальной культурной практики в самих себе, хотя в каждом из нас она есть, утверждает Асмолов. Борьба между конформизмом и нонконформизмом, между свободой и несвободой проходит через все эти фильмы.

Существуют философские направления, на которые можно опереться, чтобы преодолеть сложные ситуации. Среди них стоицизм - уникальная позиция, когда вы ищете опору не во внешнем мире, а в себе самом.

Основой для оптимизма здесь является четкое представление о ценностях, ради которых живешь. Например, это культура и достоинство, вот они и будут вашей опорой.

В любые времена, будь это Эллада, Средние века, век XX или XXI, если ты знаешь «ради чего», то ответишь на любое «как».

Время не подлежит обсуждению

Когда появились «Философские письма» Чаадаева, тоталитарная культура, как писал замечательный историк Натан Эдельман, задалась вопросом «как действовать?». Ответом было – как с декабристами: либо выслать, либо казнить.

И тут появился министр просвещения граф Уваров, автор знаменитого лозунга «Православие, самодержавие, народность». Когда его спросили, как быть с Чаадаевым, он наложил на письмо царю резолюцию: «Замолчать!» Показал последующим поколениям, как действовать с диссидентами, менестрелями, Дон Кихотами.

В знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть похожий диалог. Когда заходит речь, как быть с Мастером, Воланд отвечает: «Не замечайте способных людей, проявите равнодушие к способным людям, и они вымрут сами».

Эта особая психотехнология равнодушия показывает, что, когда индивидуальность не замечают,  не видят,  не слышат, она «стаптывается». В подобном положении могут оказаться и политические доктрины, и протестные движения, и подходы к преодолению застаревших процессов в обществе, считает Асмолов.

Конфликт между конформизмом и нонконформизмом существует во все времена. Главное - не утратить внутренней опоры и не начать себя жалеть.

Александр Асмолов с особым чувством прочитал  следующие строки:

 

Ни к чему, ни к чему,
Ни к чему полуночные бдения
И мечтания о том, что проснешься
в каком-нибудь веке другом...
Время – это не подлежит обсуждению,
Подлежишь обсуждению ты,
разместившийся в нем.

 

Эти строчки поэта Наума Коржавина еще раз говорят о том,  что главное в личности – умение всегда оставаться собой. Потому что во все времена и во всех культурах, в каждой личности более всего ценна психология преодоления и психология достоинства.

Лекцию слушала
Елена СУСЛОВА
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях