Поиск на сайте

Пристрастные комментарии старожила-ставропольца к интервью сити-менеджера
 

В 29-м номере «Открытой» газеты мне довелось прочитать интервью с тогда еще и.о. сити-менеджера Ставрополя Андреем Джатдоевым под заголовком «Иногда очень хочется проехать по городу на бульдозере». Материал вызвал столь сильный эмоциональный отклик, что захотелось перечитать его с карандашом в руке. А затем  поделиться с читателями газеты своими размышлениями.

Предшественники у главы городской администрации достойнейшие. Хоть Радищева взять: «Оглянулся я окрест, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». А это ведь в 1790 году написано было.
Андрей Хасанович исполнился примерно теми же чувствами, что великий русский писатель на пути из Петербурга в Москву, вдруг осознавший, сколь тяжело живется в России крепостному люду. Цитирую: «На своем посту я по-настоящему понял, как тяжело развиваться Ставрополю… Если бы вы знали, как иногда хочется проехать по городу на бульдозере!.. Уследить за всем, что происходит в городе, просто невозможно».
Просматривается в его ответах на вопросы журналистов некая «бенедиктинская скромность»: этот средневековый термин означает, что некто считает самого себя умнее всех остальных. Из обширного интервью сити-менеджера следует, что у руководителя города сотрудников много, а положиться не на кого. А как же – все видят комплекс зданий нашей «мэрии», где разместилась лишь часть «слуг народа», а до 1963 года весь Ставропольский крайком партии в четвертой части нынешних кабинетов помещался.
Попробую изложить все высказанное Андреем Джатдоевым как-то попроще и, одновременно, доходчивее. Некие темные, насквозь коррумпированные личности из рядов городского чиновничества последние 20 лет распродают направо и налево муниципальную собственность, прежде всего землю. Да так, что, цитирую, «скоро ни поликлинику, ни детские ясли построить будет негде».
Начиная с 1989 года Джатдоев трудился исключительно на руководящих должностях в Ставрополе: зам и первый замглавы администрации, глава Ленинского и Промышленного районов. Ниже не спускался. И все эти годы на высоких постах ничего предосудительного ни за кем из коллег и сотрудников не замечал?
Не увидел целенаправленного уничтожения исторической застройки и иных «художеств», которыми ставропольские городские руководители прославились даже в международном масштабе.
Сегодня же нашему герою стало ясно, что земли в Ставрополе выделялись кому попало «явно незаконно». Но вот вернуть их в муниципальную собственность, по его мнению, совершенно невозможно. Очевидно, он никогда не слышал о такой процедуре, как «признание юридической сделки ничтожной». То есть, если некие граждане вступают в преступные «правоотношения» (одни воруют, а другие скупают краденое), они рискуют получить вполне конкретный срок за свои дела.
Сам Андрей Хасанович за время руководящих трудов наверняка подписал не один десяток разрешений на землеотводы. А теперь жалуется, что не может ничего вернуть в городскую собственность. По принципу «что с воза упало, то пропало». Украли у вас машину, вора нашли, но вы свою собственность назад не получите.
На страницах «Открытой» Джатдоев согласился с тем, что «объективность наших судов вызывает немало сомнений». Так отчего же высокий чиновник все эти годы ни разу не принял никаких мер по поводу «необъективности» городских судов?
Наш «самый справедливый в мире» суд штампует решения в пользу воров и взяточников, а целая городская администрация плюс три районных не в силах этот «правовой беспредел» пресечь! Ни с помощью «административного ресурса», который в иных случаях работает безупречно, ни элементарным обращением в суды вышестоящие и, разумеется, в прессу.
Нашего сити-менеджера весьма беспокоит проблема перегруженности центра города автотранспортом. Не возражая против превращения площади Ленина в паркинг, он сетует: «Ставрополь достоин большой, просторной центральной площади», но «необходимо учитывать интересы автомобилистов».
Почему ставропольские органы внутренних дел столь расположены к любителям незаконных парковок? Не гнушаются часами сидеть в кустах на трассе, чтобы поймать превысившего скорость, а прямо-таки цинично-наглые парковки в центре города их совершенно не интересуют.
И городская власть, и полиция, штрафуя нарушителей, за несколько месяцев смогут с избытком наполнить и городской, и ведомственные бюджеты. Уж миллион рублей штрафов в день они, судя по нынешней обстановке, точно бы собрали.
Зато мы постоянно слышим, будто проблема автостоянок, пробок, вообще рациональной организации автомобильного движения не имеет решения. Такой уж неудачный по планировке город нам достался – с узкими улицами. Да еще и с массой вековых деревьев вдоль них. Расширяться, видите ли, некуда.
Городские чиновники, видимо, никогда не бывали за границей, где многие центральные улицы полностью закрыты для движения машин (как Арбат в Москве) и предоставлены пешеходам, лоткам букинистов, выставкам художников, уличным кафе. А там, где въезд в центр города разрешен, запрещена стоянка на проезжей части. В Сан-Франциско, например, штраф за самую короткую, на несколько минут, остановку – от ста долларов и выше, на усмотрение судьи.
В Ставрополе вполне можно запретить стоянки (кроме кратковременных, до трех минут, остановок) внутри квадрата: ул. Льва Толстого – Голенева – Лермонтова – Карла Маркса. А проспект Октябрьской революции от Мира до Дзержинского и несколько других улиц – Суворова, например, части Морозова, Пушкина, Артема, Жукова – сделать вообще непроезжими. И никакой трагедии, надеюсь, не случится.
Неужели мы должны ориентироваться на одного московского «бизнесмена», недавно заявившего в «Комсомолке»: «Я теперь, когда купил «Мерседес», лучше буду по пять часов в пробках стоять, но в метро никогда не спущусь!»
Михаил Горбачев, будучи первым секретарем нашего крайкома, на работу всегда пешком ходил и с людьми здоровался, разговаривал. Вот бы и наши нынешние «вожди» в этом с него пример взяли. Или с короля Швеции, который на велосипеде по Стокгольму ездит.
В интервью Джатдоев говорит, что «рынок недвижимости в Ставрополе перегрет. Пустует более двух тысяч новых квартир». Так в чем проблема? Вместо продолжения «точечного» строительства уже ненужных жилых домов, отчего бы не убедить «инвесторов» построить многоэтажные паркинги. И часть пустырей, территорий, занятых ветхими и заброшенными строениями, отвести под открытые (и, безусловно, платные) стоянки.
Андрей Хасанович считает себя патриотом нашего города. Но разве его не взволновал печальный для любого ставропольца факт – наш город вычеркнут из списка «исторических городов России»?
А ведь раньше этому уделялось большое внимание и властей, и общественности. В 1970 году был разработан Генеральный архитектурный план, предусматривавший сохранение и приумножение исторического значения и облика города. Он предусматривал сохранение, реставрацию, бережную модернизацию существующих в центре зданий.
Пример того, что успели сделать, – надстройка краеведческого музея, расширение зданий физиолечебницы на ул. Дзержинского и Госбанка на ул. Ленина, оформление территории Крепостной (Комсомольской) горки.
Предусматривался снос ветхих, не представляющих ценности зданий и возведение на их месте новых, соответствующих по стилю и высотности. И недопущение никакой массовой застройки: центр города должен был представлять собой нечто вроде центра Рима, Парижа. А что творят городские власти с другими историческими памятниками?!
Был у нас первый секретарь горкома КПСС Владимир Маркарьянц. Перед началом рабочего дня он проезжал по городу, а иногда устраивал планерки под открытым небом как раз по вопросам благоустройства. Отчего бы Андрею Хасановичу тоже не сделать это управленческой традицией – в начале рабочего дня проводить некоторое время перед историческими зданиями?
Я живу в Ставрополе более шестидесяти лет, помню все с первых послевоенных лет. И до сих пор меня мучает вопрос: неужели через пять-десять лет после освобождения Ставрополя и окончания войны городской бюджет был больше нынешнего? А ведь именно тогда были восстановлены все взорванные немцами дома в центре, построены краевая библиотека, лестница на Комсомольской горке (из натурального гранита, между прочим), заасфальтированы все центральные улицы (раньше был булыжник). Затем построили новый драмтеатр, на гигантском пустыре возвели Дом советов и разбили прекрасный сквер-дендропарк.
А чем может похвалиться теперешняя городская власть? На то, чтобы заасфальтировать триста метров тротуара по проспекту Октябрьской революции от главпочтамта до ул. Ленина, денег нет. Хотя на мощение тротуара перед городской администрацией цветной брусчаткой деньги нашлись.
Для подтверждения своего права рассуждать на поднятые в моей статье темы подписываюсь «полным титулом»:
член Союза писателей России, лауреат семи российских и международных литературных премий, старожил Ставрополя, краевед-любитель, ветеран государственной службы, советник второго класса, награжденный медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», премией губернатора края и двумя почетными грамотами губернатора и правительства края, а также многими ведомственными знаками отличия советского времени.
 

 Василий ЗВЯГИНЦЕВ

 

я16 февраля 2014, 03:23

Гнать Джатдоева пора....

Павел19 сентября 2012, 22:50

Автор молодец, умница. Я думал, что эти вещи напрягают одного меня. Живу в 204м кварталле и ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из администрации приехал посмотреть на этот бардак. Зато строительная экспансия. Один из самых грязных районов города. Кстати, Андрей Хасанович его и возглавлял. Подписываюсь под всем, что озвучил Василий ЗВЯГИНЦЕВ.

Андрей19 сентября 2012, 22:44

Опять двадцать пять! Все одно и тоже! Просвета нет,и не предвидится! Как может чиновник,будучи замов,и заняв кресло предшественника ни знать,что делалось,и вдруг начать НОВУЮ жизнь! Друзья,"чистой воды" ПИАР! Отвлекают людей на ОЁЁЙ,да АЯЯЙ! Все МЫ это проходили и не раз! Нам предлагают ПРОЙТИ еще раз,и принять очередную порцию "лапши"!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях