Поиск на сайте

За могилой автора первого советского Гражданского и Уголовного кодексов в Железноводске никто не ухаживает

 

В светлые пасхальные дни наполняющие их великой радостью душу, думы о вечном приобретают новый смысл. Вот и я поневоле задумалась о быстротечности человеческого бытия, о недолговечности власти, ненадежности нажитого состояния, когда по просьбе своего московского знакомого на днях в Железноводске искала могилу Петра Красикова.
Знакомый – Михаил Иванович Одинцов, доктор исторических наук, профессор, занимается историческим религиоведением. В настоящее время пишет книгу из серии «Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)» о Петре Ананьевиче Красикове.
Петр Ананьевич Красиков родом из Красноярского края, ушел из жизни в 1939 году в Железноводске, здесь же и похоронен. Последние шесть лет жизни занимал должность заместителя председателя Верховного суда СССР. С 1924 года был прокурором Верховного суда.
Сразу после Октябрьской революции боролся с контрреволюцией и спекуляцией в ВРК в Петрограде. То есть все страшные годы большевистского террора и сталинских репрессий был на самых передовых рубежах этой борьбы. Не трудно догадаться, что при жизни человеку всего хватало. Наверное, хватало и страха.

 

Автор будущей книги Одинцов, несмотря на все официальные биографические данные Красикова, считает, что Красиков был замечательным человеком. Потому что во второй половине 1930-х годов был одним из немногих в партийно-советском аппарате, кто протестовал против гонений и репрессий.
С ноября 1917 года Петр Красиков – член коллегии Наркомата юстиции, председатель кассационного трибунала при ВЦИК, участвовал в разработке первых советских кодексов – гражданского и уголовного, сотрудничал в комиссии по отделению церкви от государства. Редактировал журналы «Революция и церковь», «Воинствующий атеизм».
Несмотря на все это, Красиков всегда защищал верующих, призывал партийные и советские органы безусловно и в полном объеме соблюдать законодательство о свободе совести, указывая, что в стране уже сложилось «катастрофическое положение в религиозном вопросе» и всякое «административное давление» неминуемо приведет к социальному взрыву.
Ему даже удавалось останавливать отдельных зарвавшихся местных партийно-советских чиновников, грубо попиравших тогдашний закон -постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях».
И тогда верующим возвращались насильственно отобранные культовые здания, служители культа освобождались от несправедливой уголовной и административной ответственности, а религиозные общины – от непомерных налогов.
Он на самом высоком официальном уровне, самому Сталину, писал письма в защиту сектантов, напоминая тому, что сектанты были «попутчиками» большевиков в борьбе с самодержавием.
Считал, что «левачество, перегибы, неправильное применение закона, вредительское форсирование ликвидации религии» неизбежно приведут к дестабилизации обстановки в стране.
Однако официальная политическая оценка религии была другой. Религиозные организации признавались противниками социализма и советского строя, а священники были объявлены кто явной, кто скрытой контрреволюционной силой.
Как результат – обычным явлением стали судебные процессы над священнослужителями, которые обвинялись во «вредительско-шпионской и контрреволюционной деятельности, в связях со спецслужбами иностранных государств».
Важнейшее место в деятельности прокурора Верховного суда СССР Петра Красикова занимал общий надзор за законностью в стране, за соответствием решений народных комиссариатов и ведомств СССР, постановлений органов власти и управления союзных республик Конституции СССР.
В архивном фонде Прокуратуры Союза ССР сохранилось значительное количество представлений и протестов Петра Красикова, направленных им в Президиум ЦИК СССР, Верховный суд СССР, в которых он настаивал на отмене противоречащих Конституции СССР незаконных правовых актов. Часто он добивался устранения выявленных нарушений.
Говорят, Сталин очень не любил Красикова. А родственники Петра Ананьевича, с которыми общался Одинцов в процессе написания книги, до сих пор уверены, что в Железноводске Красикова просто отравили по команде вождя. Такая вот семейная легенда передается из поколения в поколение. До истины сегодня уже не докопается никто.
Вот строчки из будущей книги о Красикове: «До 1934 года он регулярно выезжал для лечения за границу. Но затем без объяснения причин выезды запретили, и ему рекомендовали ездить на курорты Северного Кавказа. Вот и в этот раз, во второй половине августа 1939 года, Красиков вместе с семьей выехал на лечение и в отпуск в Железноводск.
На платформе именитого московского гостя встретили местные руководители и отвезли на выделенную для него дачу. Предложили с дороги перекусить, а затем немного отдохнуть. Спустя совсем малое время после завтрака у Красикова началась беспрестанная рвота. Ему становилось все хуже и хуже. Ничто не помогало, хотя приехал вызванный врач.
Вскоре была констатирована смерть. В семье Красикова, среди его коллег, да и в партийной среде упорно ходили слухи о его насильственной смерти. Но даже если это и так, то тогда никто не мог отважиться заявить об этом публично и потребовать расследования, а сегодня это ни подтвердить, ни опровергнуть нельзя».
Да какая еще могла быть веская причина, чтобы после смерти родственникам не забрать тело Красикова и не похоронить его в Москве, где жила вся его семья? Ведь даже в далекие годы XIX века, при полном отсутствии жедезнодорожного транспорта, бабушка погибшего в Пятигорске Михаила Юрьевича Лермонтова перевезла тело поэта поближе к родным местам. Что мешало перевезти Красикова?
Могилу я все-таки нашла. Старое дореволюционное кладбище напротив современной Железноводской грязелечебницы практически сравняли с землей. Остались только кладбищенские деревья среди разбросанных, наполовину покрытых землей дореволюционных каменных надгробий.
Поверх торчащих из земли надгробий положена в виде дорожки тротуарная плитка. Вдоль дорожки расставлены бетонные тумбы с алфавитными списками железноводчан, погибших в Великой Отечественной войне. В самом конце длинной аллеи – Вечный огонь и памятник скорби.
 И название – Аллея памяти. Какая-то странная память – увековечили имена одних на костях других, предыдущих поколений. Проехались бульдозером, выравнивая территорию для аллеи, но не потрудились убрать старые надгробия.
Перенос и ликвидация старых кладбищ, уничтожение кладбищенских и церковных архивов, элементарное небрежение к родословным делают невозможным восстановление имен большинства людей, похороненных на русских кладбищах всего сто лет назад.
И это одинаково несправедливо и по отношению к погибшим во Время Великой Отечественной войны, и к бывшим знатным городским фамилиям, и к памяти рядовых горожан, чьи потомки массового переселялись из родных мест из-за безденежья или по каким-то другим причинам.
О том, что могила Красникова должна быть именно здесь, я узнала в городском музее, сотрудники которого помнили какую-то могилу, стоящую за Вечным огнем. О Красикове не знали ничего, предположили даже, что это герой Гражданской войны.
Единственный каким-то чудом уцелевший надгробный памятник стоял действительно над могилой Петра Ананьевича Красикова.
Памятник – не оригинал, установленный при захоронении, а поставлен где-то в 70-х годах прошлого века, во время ликвидации кладбища, с уже отвалившимися плитками и скромной латунной табличкой, сообщающей о датах жизни покоившегося под монументом человека.
Ни звания тебе, ни прошлых заслуг и должностей. Перед Высшим Судом все равны.
Нет мест более печальных и, в полном смысле этого слова, сиротских, чем старые, полузаброшенные или совсем заброшенные кладбища. Даже если они находятся на «памятной» территории. Обидно, но все еще можно исправить.

 

Елена СУСЛОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях