Поиск на сайте

Стоимость проезда в общественном транспорте Ставрополя будет дорожать
 
На минувшей неделе в администрации Ставрополя обсудили состояние муниципального общественного транспорта. Картина получилась нерадостная. Так, ежегодно на дороги города выходит 40-50 муниципальных автобусов и около сотни троллейбусов, но работают они на последнем издыхании. Если немедленно не поправить финансовое и техническое состояние автобусного и троллейбусного парков, уже находящихся на первой стадии процедуры банкротства - временного наблюдения, в ближайшее время оба предприятия перестанут существовать. Возможно, налоговая служба (основной кредитор автотранспортных предприятий) могла бы найти общий язык с руководством МУПов, представь они график погашения задолженности. Но те лишь разводят руками: что толку от графика, если денег нет. Троллейбусное предприятие задолжало 90 млн. рублей, автобусное - 63 млн., и суммы эти только растут.
Да и чего ж им не расти? Износ троллейбусов 100-процентный, и четыре новые машины, недавно подаренные губернатором края, проблемы не решают. Резко упал пассажиропоток после пресловутой монетизации льгот. Если в 2004 году троллейбусы перевозили в год около 50 млн. человек, то сегодня не больше 25 млн. Похожая картина и с автобусами: пассажиропоток снизился с 40 до 7 млн. Денег едва хватает на топливо и запчасти. Только одни пример: шина для «Волжанина» стоит 12 тыс. рублей, а их на автобусе шесть и менять их надо два раза в год. Одним словом, без помощи городских властей предприятия помрут со дня на день.
Выход из ситуации предложил замдиректора комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Роман Редько: поднять проезд в троллейбусе до 6 рублей, а в автобусе до 7. По его мнению, это не только компенсирует инфляционные потери предприятий, но и увеличит ценовой разрыв с проездом на маршрутках, которые автоматически поднимут тариф до червонца. Это последнее, мол, позволит переманить пассажиров у частников и «пересадить» их в муниципальные автобусы и троллейбусы.
На каверзный вопрос, как к подорожанию проезда отнесется народ, на помощь Редько, проявив личную инициативу, пришла сотрудница троллейбусного парка, от души повеселившая присутствующих:
- Вот мы каждый день общаемся с нашими пассажирами, и бабушки уже волнуются: «И чего это проезд не дорожает, пора бы уж?..» 
Этому аргументу, понятно, поверили не все. Вдуматься только: нищие пенсионеры удручены низкими ценами!
Между тем плачевная ситуация с МУПами возникла не вчера, и на протяжении десяти последних лет горадминистрация только и делает, что методично повышает тарифы. Что-то изменилось? Ничего. Стоимость проезда растет, а предприятия все глубже утопают в долгах.
Может, надо предпринимать другие меры, не надеяться, что губернатор к очередному празднику подарит городу троллейбус, а разработать, например, целевую программу пополнения транспортного парка? Тогда, кстати, и появится реальная возможность конкурировать с частниками, о чем так мечтают директора МУПов. Или узаконить на уровне города финансовые отношения между администрацией и предприятиями, а не от случая к случаю, как это происходит долгие годы, затыкать дыры из средств городской казны. В конце концов, для начала изучить работу общественного транспорта в других регионах, где он приносит в казну реальные доходы.
Но свежих идей от руководителей МУПов так и не последовало, все уперлись в то, что тарифы надо поднимать – страсти вокруг банкротства предприятий на время поулягутся, а там видно будет. Предложили также «поприжать» частников, которые якобы заняли самые прибыльные маршруты. Но тут есть опаска нарваться на предписание антимонопольщиков, поэтому развернуться идее особо не дали.
Так что тарифы, скорее всего, подрастут – это единственная экстренная мера по спасению муниципального транспорта. И произойдет это в самое ближайшее время.
Причина же скорого решения лежит не только в экономической плоскости (не дай денег МУПам сегодня, завтра их имущество арестуют за долги), но и в политической. Дело в том, что депутаты города уже сегодня до предела политически «наэлектризованы» предстоящими в марте 2007 года выборами в краевую Думу, а многие из них не прочь будут побороться за более крутой депутатский мандат. Поднимать тарифы в новом году, аккурат перед выборами, значит, своими же руками отвернуть от себя часть избирателей. Получается, действовать надо сегодня.
Правда, есть еще одна версия предстоящего тарифного роста, которую высказал депутат гордумы Борис Оболенец. Чтобы поднимать стоимость проезда, прежде следует просчитать экономический эффект. Однако в этом никто не заинтересован. Странно? Нисколько, если предположить, что в хорошей отдаче коммерческого транспорта заинтересованы некоторые городские чиновники, естественно, небескорыстно. Двигает ими вовсе не желание помочь МУПам. А коль так, надеяться на неизменность тарифов вряд ли стоит.    
 
Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях