Поиск на сайте

Президент Казахстана «покушается» на экологию Ставрополья

Нурсултан Назарбаев, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи, предложил вернуться к проекту строительства судоходного канала «Евразия» между Каспийским и Азовским морями. Этот утопический проект, казалось, был похоронен еще много лет назад.

Проект «Евразии» впервые представил еще в 2007 году тогдашний губернатор Ставрополья Александр Черногоров: красочную презентацию он повез президенту на Петербургский экономический форум. А уже в 2008 году этот же проект представлял президенту на форуме уже глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов...

По предварительным расчетам, «Евразия» должна была пройти по территории четырех субъектов – Калмыкии, Дагестана, Ставрополья и Ростовской области. Его длина (в зависимости от проектов) от 675 до 850 км, ширина 70 метров, а глубина 16 метров.

Грузопропускная способность канала составила бы 45 млн. тонн (для сравнения: у Волго-Донского канала – лишь 13 млн. тонн). Губернатор Черногоров даже пообещал село Донское сделать морским портом, да еще и с судостроительным заводом. Ну а Кирсан Илюмжинов обещал превратить Лаганский порт в основной каспийский порт России.

Официальную позицию Москвы по этому поводу озвучил только министр транспорта России Игорь Левитин, который сухо назвал проект «мало реальным». Ведь уже тогда, десятилетие назад, стоимость строительства оценивали в 150 млрд. рублей. Покрывать расходы предлагалось, в частности, за счет платы за пропуск судов по каналу.

Категорически против строительства выступили экологи из Южного научного центра РАН: по их оценкам, пришлось бы полностью затопить не менее 2700 кв. км, и еще около 2500 кв. км плодородных земель были бы частично подтоплены грунтовыми водами.

По мнению ученых, создание судоходного канала привело бы к уничтожению Чограйского водохранилища и других заповедных территорий в Кумо-Манычской впадине, охраняемых Рамсарской конвенцией о водоплавающих видах птиц.

Обеспечение «Евразии» водными ресурсами из окружающих водоемов привело бы к обмельчанию крупных рек, а это негативно отразилось на сельском хозяйстве, которое на засушливом востоке Ставрополья и так испытывает чудовищный недостаток воды.

На протяжении десяти лет горячим (и по сути единственным) сторонником строительства остается лишь казахский президент Нурсалтан Назарбаев. На любом высоком саммите он вспоминает про «Евразию», сравнивая его по значимости с грандиозными Суэцким и Панамским каналами.

Интерес Назарбаева понятен: создание судоходного канала подняло бы статус Казахстана до морской державы. Новый морской путь позволил бы быстрее и дешевле транспортировать казахскую нефть (да и иные товары) в Западную Европу. Только вот, выходит, ради усиления экономической мощи Казахстана Назарбаев готов пожертвовать экологией России.

Андрей ЧЕХОВ

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях