Поиск на сайте

 

 

Россия станет первой в мире страной, отказавшейся от профессионального педагога-учителя?

 

Несколько лет назад Дмитрий Медведев в ноябрьском (2008 года) послании ФС успокоил население страны «гениальным» предложением: чтобы истребить дефицит учителей, надо не зарплату им поднимать, а запустить в школу вместе с военруками – отставными офицерами нетрудоустроенных специалистов с высшим профессиональным образованием, которые будут постигать азы учительства в процессе обучения наших детей. Призыв поддержало море энтузиастов, в основном из служб занятости.
И пошла писать деревня: врача превратим в учителя биологии, инженера – в школьного математика, технолога – в химика и т.д.
Между тем с первых же шагов развития общества учитель был одной из главных фигур, от которой зависела судьба народа. Так было в Древнем Египте, Китае, Греции, Риме… Так обстоят дела во всем цивилизованном мире и сейчас.
Педагогика, обучение, воспитание, духовное наставничество – это самостоятельная, сложная и очень уважаемая профессия, которая доверялась самым авторитетным, опытным и образованным членам общества. Есть очень нужные и полезные науки, такие как дидактика, методика, возрастная психология, физиология, без знания которых учителю, а тем более другому специалисту вход в вузовскую аудиторию и школьный класс строго воспрещен.
Если случится то, что задумано, – в школу придут дилетанты, Россия станет первой страной в мире, отказавшейся от профессионального педагога-учителя.
Один из аргументов якобы бесполезности педагогических вузов, приводимых бывшим министром образования РФ А. Фурсенко, заключался в том, что только пять процентов выпускников идут работать в школу. Не будем оспаривать эту лукавую статистику (в Ставропольском педагогическом институте этот показатель несколько выше – 70 процентов). Остановимся на традиционных вопросах: «Кто виноват и что делать?»
Давайте предположим (а этого никто аргументированно не отвергал), что педагогические вузы РФ готовят современных высококлассных специалистов, которые умеют и хотят работать в современной школе. Первое, что они делают после выпуска, – идут к директору или завучу школы. Что им предлагает руководство? Ставку – 18 часов в неделю с максимальной заработной платой 15 тыс. рублей (такую оплату обещает Минобр СК с декабря 2012 года).
Как на таких условиях молодые, образованные, умные специалисты смогут содержать семью, прилично выглядеть, элементарно питаться?! Не говоря о покупке машины, бытовой техники, в том числе компьютера, который является орудием труда современного учителя...
Кстати, выпускники других вузов, получив добро от политического руководства страны, в очереди на работу в российские школы тоже пока не стоят.
Виновато в этом государство, конкретно Минобразования РФ и персонально очередной министр – сегодня это Д. Ливанов. Пикантность ситуации заключается в том, что выпускники всех специальностей, кроме педагогической, после выдачи диплома не подпадают под юрисдикцию Министерства образования. Они трудоустраиваются по отраслевому принципу, где есть свои министерства и руководства.
С педагогами картина иная. Минобр РФ отвечает не только за подготовку кадров, но и является их работодателем, так как руководит отраслью образования. Поэтому работники министерства не могут сказать выпускнику педвуза знаменитое «Давай, до свидания!». Их прямая обязанность – обеспечить рабочие места в школах и других учреждениях образования, приемлемые условия для молодых специалистов и т.д.
На вопрос, что делать, ответ очевиден: поднять престиж профессии учителя, поставить его вровень хотя бы с муниципальным государственным чиновником, платить достойную зарплату. Тогда выпускники педвузов первыми займут вакантные места учителей в школах и сумеют обеспечить достойную конкуренцию ветеранам образования. Кстати, в школах Ставропольского края более 50% учителей пенсионного возраста.
Покойный отец, ветеран войны, боевой офицер, в семейном кругу в подпитии, дабы показать, кто в доме хозяин, иногда изрекал: «С тещей нужно построже – по принципу «подай, принеси, пошла вон». Сегодня в роли «Чего изволите, дорогие ученики?» выступает учитель, и в этой позиции ему как-то даже неловко претендовать на место наставника, властителя дум и сердец своих воспитанников. Меру «разумного, доброго, вечного» теперь определяет, увы, не он.
Неужели катастрофа? Неужели порвется священная нить благородной миссии русского учительства нести в массы свет знаний и воспитания, быть пастырем душ «племени младого, незнакомого»? Спокойно! Столетний опыт убеждает, как отмечал знаток российских нравов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
Так что, напишите на школе хоть «Баня» – народ по-прежнему будет снимать перед учителем шляпу; 1 сентября и в другие дни нести цветы по совести, а не по принуждению, с благодарностью за детей и надеждой на лучшие времена.

 

Евгений ПОНОМАРЁВ,
доктор юридических наук, профессор,
завкафедрой истории и права Ставропольского государственного пединститута

 

Алина08 марта 2013, 01:46

Уважаемый автор!Извините-это все - теория,оторванная от практики, размышления.Организуйте встречу со школьными учителями разных возрастов, выпускников пед.вузов,проанализируйте, что им необходимо для организации нормального учебного процесса в школе и добивайтесь решения этих задач на уровне края. Учителя школ ( а, поверьте, среди них много преданных всей душой своей нелегкой профессии)будут только благодарны Вам и всегда Вас поддержат!

Андрей05 марта 2013, 15:31

Елена Андреевна,ходить в школу не обязательно,достаточно побеседовать с учащимися?и Вы поймете ,что ПЕДАГОГИКА начисто отсутствует! Обучение присутствует в самом упрошенном виде! Образование - это педагогика совмещенная с обучением,что ликвидировано! Что бы создать ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА - НАДО ВЛОЖИТЬ ДУШУ!

Елена Андреевна04 марта 2013, 14:40

Прежде чем это писать, хоть бы сам в школу сходил, узнал, как здесь всё устроено.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий