Поиск на сайте

 

 

Краевой бюджет исполняется из рук вон плохо, виной чему – безалаберность и правительственных чиновников, убеждены в Думе края

На минувшей неделе в краевой Думе прошло заседание комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности под председательством Бориса Оболенца. Обсуждался, пожалуй, один из самых неудобных и колючих для правительства вопросов – об исполнении бюджета края, многие стратегические статьи которого элементарно не финансируются.
Началось заседание с «переклички» приглашенных – в их числе недосчитались краевых министров финансов Владимира Шаповалова, имущественных отношений Вадима Толстых и экономики Игоря Перепелицы. Как пояснил председательствующий Оболенец, все загодя сказались больными, что дало ему повод пошутить: «Если у нас такое болезненное правительство, не пора бы ему, как и федеральному, подумать об отставке?» Нелишне напомнить, что губернатор Черногоров (совмещающий пост председателя правительства края) на прошлой неделе, только выйдя из отпуска, мигом ушел на больничный.
Первый замминистра финансов края Людмила Прохоренкова отчиталась об исполнении бюджета. За первые шесть месяцев этого года по доходам он исполнен на 99%. Подкачал федеральный Центр: отвратительно финансируются федеральные целевые программы (например, по развитию автодорог – всего на треть), медленно перечисляются из Москвы дотации и субсидии. Худо работают и местные фискалы: не дотянули до плановых показателей по сбору налога на имущество и налога на игорный бизнес. Растет налоговая недоимка (например, по налогу на прибыль она составляет уже 111 млн. рублей). Планы по доходам не исполнены аж в 127 населенных пунктах края (это половина от существующих), самая плачевная ситуация в селах Шпаковского и Советского районов.
Что касается расходной части бюджета, то и здесь приятного мало: формально, исполнение составляет 92%, а по факту – лишь 77%. Откуда такая разница? А разница эта (между прочим, почти 2 млрд. рублей) бессрочно «замерзла» на счетах конкретных получателей – предприятий, организаций, учреждений. Минфин эти деньги с легкой душой списал, отчитался об исполнении, а пошли ли они на конкретные дела или где-то по пути «повисли» – дело второе, чиновников это интересует мало (да и если говорить по правде, от них это почти не зависит). Если брать отдельные разделы бюджетной классификации, то исполнение варьирует от отвратительного (37% по «Общегосударственным вопросам») до более-менее приличного (85% по разделам «Здравоохранение» и «Социальная политика»).
Самая плачевная ситуация – с поддержкой предпринимательства. Сущие копейки (а то и вовсе ни единой копейки) потрачены на запланированные (и широко разрекламированные!) правительственные мероприятия: улучшение инвестиционного имиджа Ставрополья, разработку проектов особых экономических зон в Невинномысске и на Кавминводах, открытие бизнес-инкубаторов, развитие лизинга, инновационное кредитование, создание автоматизированной программы учета объектов недвижимости...
Чиновники даже не приступали к написанию обещанных программ господдержки малого бизнеса и внешнеэкономической деятельности края, стратегии социально-экономического развития Ставрополья. В то время как в абсолютном большинстве регионов страны такие документы давно приняты и успешно работают. Оболенец напомнил, что до сих пор не подписан закон «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», принятый депутатами еще в июле и однозначно одобренный Черногоровым (что немаловажно, памятуя о том, какое противодействие губернатора встречают другие думские законы).
– Почему бюджетные деньги лежат мертвым грузом? Неужто нашему краю не нужен позитивный инвестиционный имидж? Неужели у нас нет продвинутых инновационных производств, которые нужно кредитовать? – вопрошали депутаты у первого зам- министра экономики края Николая Иванова.
– В силу объективных причин мы не могли потратить эти средства в первом полугодии, – парировал Иванов. – Но мы в этом направлении работаем. До конца года все, что запланировали, реализуем.
– Мы не можем тратить бюджетные средства так быстро, как нам хочется, – вступилась за коллегу замминистра финансов Прохоренкова. – Каждая копейка должна распределяться по конкурсу, но одна только подготовка конкурсной документации для этого может длиться месяц.
– Так сделайте так, чтобы она длилась неделю! – возмутился депутат-«эсер» Александр Долин. – У нас полтора десятка министерств, сотни людей работают, а мы не можем с умом и в намеченные сроки потратить бюджетные деньги! Хватит валить с больной головы на здоровую, пора честно признаться самим себе: краевая исполнительная власть некомпетентна.
На том полемика и закончилась. Следом депутаты обсудили проект поправок к закону «О бюджетном процессе в Ставропольском крае», а также в Бюджетный кодекс РФ. По словам Бориса Оболенца, сейчас бюджетные доходы распределяются между регионами и федеральным Центром крайне неравномерно – большая часть средств, заработанных на местах, утекает прямиком в Москву. Показательная цифра: если в 1997 году на территории Ставропольского края оставался 51% собственных средств, то сейчас – лишь 36%.
При этом в ходе нынешней реформы местного самоуправления региональные и муниципальные власти наделяются все новыми полномочиями – денег на осуществление которых элементарно нет. Автор поправок, Борис Оболенец, предлагает вернуться к прежней схеме распределения доходов: ровнехонько поровну между регионами и Федерацией. Депутаты единогласно предложение поддержали – теперь оно будет направлено на рассмотрение в Госдуму РФ.
Последним в повестке дня обсуждался проект создания при краевой Думе экспертного Совета по мониторингу социально-экономического развития края. В него должны войти известные ученые-экономисты Ставропольского государственного университета, агроуниверситета, СевКавГТУ, а также директора крупных предприятий края. Возглавит Совет декан экономического факультета СГУ профессор Петр Акинин.

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий