Поиск на сайте

Краевое Минэкономики провалило госпрограмму поддержки предприятий-«малышей». Выводы Счетной палаты

 

Для начала немного статистики. Еще в 2008 году на Ставрополье было зарегистрировано 112 тысяч малых и средних предприятий, годом позже их полку прибыло еще свыше четырех тысяч. Правда, уже в первой половине 2010-го, когда кризисные ветра уже стихли, нежданно кануло в Лету больше тысячи индивидуальных предпринимателей и малых предприятий.
Малый и средний бизнес дает работу почти 200 тысячам ставропольцев. Львиная доля (68%) оборота «малышей» приходится на сферу торговли, далее следуют обрабатывающие отрасли (13% предприятий), строительство (6%) и сельское хозяйство (4%). 
В конце 2008 года вступил в силу краевой закон №61-кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства». Он, в частности, обязывал Минэкономики разработать программу господдержки «малышей». 
Программа была принята уже в марте 2009 года и содержала в основном общие слова типа «популяризация предпринимательской деятельности» или «совершенствование организационной и информационной поддержки». Конкретных мер было упомянуто лишь несколько: выделение «малышам» бюджетных субсидий, грантов и микрозаймов, создание сети бизнес-инкубаторов, краевого гарантийного фонда и центра трансферта технологий. 
Всего за полтора года на реализацию программы было выделено почти полмиллиарда рублей; три четверти из них – из федеральной казны, остальное – из краевой. Однако из этой суммы остались не израсходованы почти 200 млн. рублей. Почему такая огромная сумма не нашла конкретных адресатов, которые вроде всем известны: предприятия-«малыши», криком кричащие под гнетом хапуг, рейдеров, монополистов? Причина – чудовищное разгильдяйство чиновников краевого Минэкономики, которые и распределяли бюджетные средства. 
Минэкономики до последнего «швыряло» миллионные суммы между отдельными строками целевой программы. Зато изменения в краевой бюджет, вносимые Минфином края, находили отражение в программе с многомесячным опозданием. 
В дополнение к краевой даже не были разработаны межмуниципальные программы поддержки малого бизнеса, как того требует закон. Поэтому реально оказались вовлечены в программу лишь несколько самых продвинутых муниципалитетов Ставрополья, в остальных, похоже, о ее существовании даже и не знали. 
Порядок выделения бюджетных субсидий фирмам-«малышам» был принят спустя почти полгода после утверждения бюджетных заданий. Но даже после этого заявки на получение субсидий, поступавшие от предпринимателей в Минэкономики, волокитились месяцами. 
Подозрительно проходил и сам конкурс по отбору предприятий, претендующих на субсидии и гранты. Информацию по фирмам-конкурсантам Минэкономики собирало крайне выборочно: чиновников порой просто не интересовало, исправно ли эти предприятия платят налоги, сколько там трудится работников и на какую зарплату. Пользуясь такой близорукостью чиновников, фирмы-получатели субсидий беззастенчиво затягивали сроки реализации своих бизнес-планов, по сути транжиря бюджетные вливания вхолостую.
Конкурсная комиссия по своему усмотрению «снимала» у одних претендентов баллы, а другим, наоборот, пририсовывала их из воздуха. Более того, некоторым выигравшим конкурс предприятиям размеры субсидий Минэкономики рассчитывало как бог на душу положит, почти без учета бизнес-планов претендентов. 
Впрочем, было бы неверно обвинять во всех грехах только самих чиновников, краевое бизнес-сообщество тоже отметилось поразительной пассивностью. За получением госдотаций в министерстве выстроилась совсем коротенькая очередь, да и то сплошь из строителей, торговцев, аграриев… В списке претендентов только один(!) проект был реально связан с инновациями. 
Особую гордость у краевых чиновников вызывает упоминание о бизнес-инкубаторе, который стараниями Минэкономики появился в Ставрополе в начале нынешнего года. Впрочем, радоваться особо нечему. Главное, что оказалась провалена рекламная кампания инкубатора: отбор претендентов для «заселения» туда проходил постоянно… однако об этом известили в прессе лишь однажды. В итоге за полгода работы инкубатора здесь разместилось всего семь компаний-резидентов, и других пока не предвидится.  
Расположилось учреждение в старинном особняке на проспекте Карла Маркса – красиво, конечно, но бестолково: на фасаде здания, которое является памятником истории и культуры, нельзя вывесить даже крохотную рекламную вывеску разместившихся здесь фирм (как делается во всех соседних регионах).
Про неразбериху в документах и говорить лишний раз не стоит. Например, реестр закупок, который вело Минэкономики, вообще не содержал сведений о местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг. А поручительства ГУП «Гарантийный фонд», которые предоставлялись по кредитам «малышей», не были скреплены подписью министра, как того требует закон. Вроде мелочи, но какие показательные!
Итог печален. Несмотря на все потуги «реаниматоров экономики», оживить полудохлый механизм им не удалось: на вкачанные миллионы малый бизнес Ставрополья отреагировал... снижением собираемости своих налогов. Скажем, в прошлом году их поступило в бюджет на 60 млн. рублей меньше, чем годом ранее!

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой» газеты

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях