Поиск на сайте

Современные реалии в России всё больше напоминают тёмные времена царствования Николая I

 

На минувшей неделе в Ставрополе прошел форум «Воспитание гражданина: проблемы, подход, опыт». Это большой проект Совета Европы и Московской школы политических исследований (МШПИ), которым они занимаются уже третий год: в регионах страны проводятся публичные лекции, круглые столы, мастер-классы для педагогов.
Речь вовсе не идет о появлении новой дисциплины «Гражданское воспитание» в краевых школах, а о том, чтобы «гуманизировать» весь учебный процесс, сделать его более демократичным и открытым. Высокая задача гражданского просвещения – дать обществу не просто знающего физику и математику, но и ответственного, патриотичного, политически активного гражданина.
Самой яркой «звездой» форума оказался профессор Алексей Кара-Мурза – заведующий отделом социальной и политической философии Института философии РАН, президент фонда «Русское либеральное наследие». Он выступил с двумя публичными лекциями в стенах краевых вузов, готовящих педагогов, – Ставропольского пединститута и Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ).
Говорил Кара-Мурза о том, что нужно изменить в России, чтобы перейти к истинному «народному просвещению» (в противовес «народному затемнению», к предводителям которого профессор отнес и нынешнего министра образования Алексея Ливанова). Это свободные университеты и свободная журналистика (свободные в первую очередь от «ручного привода» власти), которые и должны прививать обществу высокие идеалы народовластия и равноправия.
Нынешняя же ситуация в стране, по словам Кара-Мурзы, напоминает темные времена Николая I (или Николая Палкина), которого историки именуют «рыцарем самодержавия». Именно при нем утвердилась консервативная идеология «официальной народности», выраженная формулой «православная вера, самодержавие, народность».
Русская нация рассматривалась как сообщество граждан, объединенных чувством соборности, долготерпения и безграничной преданности обожествленному монарху. «[Божественный] Промысел даровал нам в лице великодушного, просвещенного, истинно Русского Монарха залог невредимой силы Государства», – писал царедворец Сергей Уваров.
При Николае I православная церковь всесильно утвердилась как ветвь власти, а цензура достигла наивысшего расцвета. Не правда ли, все это так напоминает современную путинскую Россию?
Вот лишь одна параллель: при Николае I был введен запрет на преподавание в университетах философии (чтобы молодежь лишнего не помыслила), а сейчас Минобрнауки РФ вычеркивает из школьной программы Михаила Салтыкова-Щедрина (видимо, чтобы молодежь не увидела сходства города Глупова и всяких там Сколковых).
Остается надеяться, что темные времена продлятся еще недолго, ведь проект МШПИ и Совета Европы нацелен именно на то, чтобы вырастить в регионах новый «креативный класс».
Партнером форума стал норвежский Wergeland Centre – крупнейший в Европе ресурсный центр для тех, кто занимается гражданским просвещением. Теперь его организационные и библиотечные ресурсы доступны и для педагогов Ставрополья.
Сам же проект по гражданскому просвещению в нашем регионе продлится еще два года, в течение которых здесь будут проходить форумы и семинары (следующий будет уже в октябре), чтобы педагоги и ученые обменивались опытом друг с другом и с коллегами из Евросоюза. Чтобы верх взяло все же просвещение, а не «затемнение».

 

Андрей ЧЕХОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях