Поиск на сайте

Полгода минуло с тех пор, как в Ставрополе к власти пришла новая команда, обещающая большие перемены. Движение вперед заметно даже на фоне экономического кризиса. Однако есть проблемы, к решению которых подступиться весьма непросто. Одним словом, вопросов к руководству города у общественности накопилось немало – ответить на них «Открытой» газете согласился вице-мэр краевого центра Игорь БЕСТУЖИЙ.

 

– Игорь Александрович, мэрия не раз публично критиковала работу городского парка Победы. Можно ли говорить, что причиной этих претензий является желание администрации вернуть парк в муниципальную собственность? 
– Я против передачи парка в муниципальную собственность. Как человек, который много лет занимался бизнесом, знаю, что государство не самый эффективный собственник.
Вопрос в другом. В советское время парк создавался как зеленая зона для тихого семейного отдыха: аллеи, прогулочные дорожки, скамеечки… Сейчас здесь все по-другому: до последнего времени продавалось спиртное, музыка гремит, от шашлычных стелется дым. Уголков для спокойного отдыха остается все меньше, они вытесняются кафешками и магазинчиками. 
На территории парка находится почти 60 сооружений, и почти все самострои, то есть возведены без официальных разрешений. Ну кто поверит, что руководство парка не знало про эти самовольные постройки? Не замечало строительную технику, рабочих? Однако применило эксклюзивную схему узаконивания нелегальных объектов в свою пользу.
Появляется такая кафешка – и директор парка идет в арбитражный суд, который признает строение самовольным, но при этом еще передает его в собственность парка. То есть коммерческая деятельность руководства парка явно превалирует над главной его задачей – организацией достойного досуга горожан. Так, за последний год через арбитражный суд было узаконено 11 кафе-самостроев. 
– И как мэрия на это реагирует?
– Администрация города оспорила право собственности парка на эти 11 объектов в апелляционной инстанции, но наши доводы суду показались недостаточными. Свою позицию будем отстаивать и дальше, теперь уже в кассационной инстанции в Краснодаре. В любом случае городские власти не отступятся и найдут законные способы, чтобы навести в парке порядок. 
– Какие, например?
– Недавно подан иск в арбитражный суд с требованием отменить регистрацию участка почти в 200 гектаров, занимаемого на праве бессрочного пользования потребительским обществом «Ставропольские парки культуры и отдыха» в парке Победы. Поскольку руководство общества в последние годы раздавало свои земли под застройку без официальных разрешений, то реальная площадь занимаемого им участка уменьшилась. Отмена регистрации позволит провести ревизию парковых земель: кому, когда и какие участки были отданы.
Смотрите, это карта парковой территории. Вот проходит Объездная дорога, а вдоль нее рядком идут участки, которые отданы под застройку. Более того, уже вовсю работают автомойка, салон Porsche, рядом с ним огородили площадку под «Гарден-Сити».  
– Во время выборов было обещано, что в Ставрополе будет покончено с точечной застройкой, против которой бунтовали почти все горожане. Но идет время, а видимых подвижек нет – по-прежнему идет захват придомовой территории, продолжаются стычки жильцов с застройщиками… 
– Подвижки есть. С октября, когда в мэрию и гордуму пришла новая команда, в Ставрополе не выдано ни одного разрешения на строительство на придомовой территории. Подчеркиваю: ни одного! Все конфликты по точечной застройке – отголоски предыдущих лет. Взгляните на эту схему распределения земельных участков вдоль улицы 50 лет ВЛКСМ. Все цветные прямоугольники – это участки, ранее отданные под застройку. Обратите внимание, как они сливаются в одну сплошную разноцветную ленточку. А ведь под каждым из этих прямоугольников – скверы, газоны, придомовые территории. 
Тот или иной цвет означает разную степень готовности объектов: либо строительство уже идет, либо работы еще не начались (таких участков примерно половина). И администрация города  сегодня добивается того, чтобы строительство не начиналось вообще. 
– И как вам это удастся?
– Самый простой способ - не продлевать предпринимателю первоначальный трехлетний срок аренды участка. Но это только в том случае, если стройка еще не началась. А вот если строительство уже идет, стараемся убедить арендатора отказаться от участка, взамен предложив другой, но там, где строительство не нарушит права горожан. Перед властями стоит задача прекратить застройку газонов по улицам Доваторцев и 50 лет ВЛКСМ.
– Выходит, покончить с точечной застройкой не так просто? 
– К сожалению. Вот пример: администрация города отменяет постановление на строительство, но застройщик восстанавливает свои права через суд. Мэрия может не согласиться с таким решением, но если оно вступило в законную силу, исполнять его обязана.
Именно так произошло по улице Социалистической, 11, где три года назад начали поднимать жилую «свечку». Строили, как были убеждены жильцы соседних домов, на их придомовой территории, но компания через суд добилась признания того, что возведение многоэтажки ведется законно. 
– Что же делать в этом случае жильцам, условия проживания которых из-за масштабной стройки заметно ухудшились?
– Главное - не вести «гражданскую войну», это бессмысленно. Жильцы и застройщик, который доказал свою правоту в суде, должны прийти к разумному компромиссу. Например, договориться о том, что фирма за свой счет благоустроит, сделает комфортными дворы соседних домов по улице Семашко. Думаю, иного выхода нет. И городские власти помогут в этом диалоге.
– Недавно в Ставрополе прошли публичные слушания, на которых был принят проект нового генплана. По мнению ряда архитекторов, документ недопустимо «сырой» и не пойдет городу на пользу. Ваше мнение? 
– Ставрополю не пойдет на пользу, если город не примет генплан. Вот прочитайте, что пишут в мэрию главный архитектор края Леонид Осинцев, председатель краевого Союза архитекторов Валерий Зыков, их коллеги… 
Да, они осознают  несовершенство нового генплана, но просят прекратить полемику вокруг документа и принять его в том виде, в каком он есть. 
Если не принять генплан до первого января будущего года, по закону нельзя будет выделять участки под строительство, в том числе и под детские сады, школы, новые производства. Что это означает для краевого центра, судите сами. 
Город сегодня имеет около 120 тысяч рабочих мест, половина которых – бюджетные. Фактически Ставрополь живет за счет подоходного налога, взимаемого с тех самых бюджетников, и остро нуждается в развитии существу-ющих и появлении новых производств. А для этого нужно осваивать новые территории.
Если не принять генплан, никакой инвестор к нам не придет, город остановится в своем развитии. И последствия этого застоя ощутит на себе каждый горожанин. 
– Вы хотите сказать, что у нас нет иного выхода, кроме как утвердить существующий проект?
– Именно так. Над качественным документом надо было работать последние лет пять-семь, но генплан начали разрабатывать только весной 2007-го. А потому наша задача состоит в том, чтобы исправить ошибки нынешнего проекта до конца года, а также принять детализированные правила землепользования и застройки.
– В Ставрополе плачевная ситуация с парковками автомобилей, машины ставят посреди улиц, скверов. Кроме того, в городе масса нелегальных платных стоянок, которых там по закону вообще быть не должно... 
– Вопрос этот администрации города хорошо известен, его много раз обсуждали на планерках. В свое время город выделял места под строительство многоуровневых стоянок в разных районах, даже закладывали фундаменты для паркингов, но в итоге там вырастали торговые и развлекательные центры. Могу сказать, что в ближайшей перспективе такие парковки в Ставрополе будут строиться, уже ведется поиск инвесторов. 
Что же касается нелегальных стоянок, так ведь не дело мэрии надевать наручники на мошенников, обирающих горожан, – на это есть другие структуры. 
– Понятно, что проблему с парковками нельзя решать в отрыве от состояния дорог в целом. Год назад мэрия презентовала проект расширения проезжей части улицы Ленина... 
– К сожалению, в текущем году этот проект городу не одолеть. Необходимо вложить колоссальные средства и произвести огромный объем работ. Дело ведь не только в новом асфальтовом покрытии. Главная сложность в том, чтобы перенести подземные коммуникации и троллейбусные линии.
В то же время в нынешнем году планируется разработать проектно-сметную документацию по расширению нескольких центральных улиц, а сами работы завершить не позднее 2011 года. Конечно, самостоятельно такой проект город не осилит, а потому потребуется поддержка краевого и федерального правительства.
– Но это планы на перспективу, а что можно ожидать в ближайшее время?
– До конца года будут «расшиты» несколько проблемных перекрестков, в том числе на пересечении улиц Доваторцев, Тухачев-ского и Космонавтов. Расширится участок улицы Голенева от Шаумяна до Орджоникидзе. Проезжая часть улицы Чехова (район 204-го квартала) в ближайшей перспективе будет продолжена до улицы Мимоз, что позволит закольцевать широкой дорогой весь стремительно растущий микрорайон. 
Начнутся проектные работы над развязкой Ленина – Кулакова. Причем, если подключить науку, проблемы с пробками в этих местах можно решить без больших денег. 
– Городские власти начали масштабную акцию по упорядочению городского рынка наружной рекламы. Тем не менее, это не первая такая попытка – к проблеме подступались краевая антимонопольная служба, Архстройнадзор, прежняя команда мэрии. А результаты – нулевые.
– Вовсе не нулевые. По нашим оценкам, из двух тысяч рекламных конструкций половина  установлена с нарушениями: в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, перекрестков. На некоторых улицах щиты идут частоколом, без соблюдения нормативных расстояний. Не раз неправильно установленная реклама становилась причиной аварий на дорогах.
Недавно в администрации города состоялся разговор с ведущими рекламистами Ставрополя. Перед ними поставлена задача: самостоятельно, за свой счет, убрать те щиты, которые установлены с нарушениями. Результат такой: в неделю с улиц города исчезает примерно 12-13 щитов.
– Полгода назад «Открытая» опубликовала итоги проверки Ленинской прокуратурой Ставрополя комитета градостроительства и управления архитектуры. Оказалось, что половина сотрудников двух крупных структурных подразделений и мэрии работает незаконно, в том числе и главный архитектор города Юрий Расходов. Как вы отреагировали на эти факты? 
– Кадровая политика не входит в мою компетенцию. 
– Больной вопрос – состояние троллейбусного парка. Еще несколько месяцев назад предприятие было на грани исчезновения. Что происходит с ним сегодня?
– Напомню, что полтора года назад парк был выведен из муниципальной собственности и продан частному владельцу. Решено, что предприятие снова будет муниципальным. Сегодня есть договоренность с его владельцем об алгоритме смены собственника. 
Первым этапом стало назначение на пост директора парка сотрудника администрации города Вадима Степанова. Он сумел вернуть работу предприятия в штатный режим: троллейбусы исправно выходят на маршруты, работники получают зарплату.
Вы наверняка помните, как ставропольские энергетики устроили «игры с рубильником». В январе, когда долг предприятия за электроэнергию составил 3,5 миллиона рублей, отключили несколько тяговых подстанций. В итоге были укорочены все троллейбусные маршруты, что вызвало недовольство горожан. 
А сейчас долги парка составляют почти 15 миллионов рублей, но троллейбусы исправно ходят, и вокруг ситуации с неуплатой все спокойно. Просто мы сумели договориться со «Ставропольэнергосбытом» о реструктуризации долга, который к тому же будет полностью переведен на «Горэлектросети». Более того, на погашение долгов мы не потратим ни копейки бюджетных средств, они обнулятся через взаимозачеты с энергетиками, которым город передаст «ничейные» энергообъекты. 
– Какой вид общественного транспорта, на ваш взгляд, должен стать основным в Ставрополе?
– Вопрос непростой. На него можно  ответить, только когда появится стратегия транспортного обеспечения города, к разработке которой привлечены как столичные, так и местные ученые.  
Нынешние городские маршруты определены документом, составленным еще в 1982 году, когда население Ставрополя было вдвое меньше. С тех пор выросли новые микрорайоны, а новые маршруты, появившиеся в последние годы, не имеют под собой достаточной научной базы, мониторинга пассажиропотока.
По отношению к маршруткам есть четкая позиция – делать упор на них неверно в принципе. Основными видами городского транспорта должны стать троллейбусы и автобусы. Но при этом нужно учитывать и уже сложившиеся предпочтения горожан, которые привыкли ездить на быстрых «ГАЗелях». 
Кстати, в этом году в бюджете города на приобретение общественного транспорта заложено сто миллионов рублей. 
– Кому в Ставрополе принадлежат подвалы многоэтажек? В свое время некоторые из них были проданы мэрией в частные руки, хотя жильцы убеждены, что собственниками подвалов являются они сами, и до сих пор пытаются доказать это в судах. 
– С октября прошлого года в Ставрополе в частные руки не был продан ни один объект муниципальной собственности, в том числе в многоэтажных домах. К вопросу о приватизации городские власти вернутся только после того, как будет проведен детальный анализ: какое имущество есть, какое продано, была ли эта продажа законной и во благо горожан…
– Последний вопрос: что за полгода мэрия сделала такого, чем может гордиться?
– Как я уже говорил, практически прекратили беспредельную точечную застройку. Возвращается в муниципальную собственность троллейбусный парк. Также из краевой в городскую собственность удалось вернуть две котельные в Северо-Западном районе. Что это значит для горожан, понятно: имея свои котельные, можно сдерживать тарифы на тепло.
А вообще, о гордости говорить пока рано. Пусть горожане сами почувствуют системность работы администрации. Когда люди скажут нам «спасибо», вот тогда по-настоящему и появится предмет для  гордости.

 

Беседовали
Олег ПАРФЕНОВ,
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях