Поиск на сайте

Зачем нужны связи с общественностью? У бизнеса и власти ответы на этот вопрос разные

 

На днях в ставропольском Институте дружбы народов Кавказа состоялась студенческая конференция, посвященная модернизации российской экономики и общества. Самой насыщенной оказалась секция, где выступали ребята – будущие пиарщики (от англ. public relations – связи с общественностью, отношения с общественностью): они делились мыслями о том, какое нынче место в нашей стране занимает эта еще экзотичная профессия.

 

Понятие «пиар» в России пока что имеет стойко негативную окраску: бытует стереотип, будто такой «спец» при необходимости и мать родную продаст. Даже для многих бизнесменов общение с PR-специалистом их фирмы ограничивается одной фразой: «Дай этому журналисту сто баксов – и хорошая статья нам обеспечена». 
Впрочем, к истинной сути профессии все это имеет весьма отдаленное отношение. Английский социолог Сэм Блэк дает такое определение: «PR – это искусство и наука достижения гармонии через взаимопонимание, основанное на правде и полной информированности». 
Простое следствие: пиарщик не может распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию (так записано даже в Кодексе профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью, принятом еще полвека назад). Поэтому он должен сам верить в то, о чем говорит обществу.
В профессиональном PR нуждается любая организация – коммерческая, государственная, общественная, PR нужен политикам и звездам шоу-бизнеса, правозащитникам и спортсменам... Ведь иначе общество ничего не узнает об их деятельности. Или узнает лишь слухи и домыслы.
Хороший пиарщик чувствует потребителя (зрителя, избирателя), что называется, спинным мозгом и оперативно реагирует на его запросы словом и делом. Он должен вызывать доверие, и потому способен убедить кого угодно в чем угодно (то, что в просторечье называется «раскрутить»). Поэтому в крупных компаниях специалист по PR – это второй человек после гендиректора. 
Последнее время эта профессия становится все более популярной и на Ставрополье. Еще в 2001 году наш край был отмечен высшей российской наградой в сфере PR «Серебряный лучник» как «Регион, в котором наиболее эффективно развиваются связи с общественностью». 
Сегодня пиарщиков готовят многие краевые вузы: Ставропольский госуниверситет (СГУ), Северо-Кавказский социальный институт (СКСИ), Институт дружбы народов Кавказа (ИДНК), Ставропольский педагогический институт (СГПИ), Ставропольский кооперативный институт. И поверьте, почти все выпускники трудоустроены: ведь нынче заиметь собственную пресс-службу – элемент престижа для самой крохотной фирмы или госведомства. 
В 2007 году появилась даже краевая Ассоциация специалистов по связям с общественностью (своего рода профсоюз). Ставропольские пиарщики все активнее осваивают новые способы привлечения внимания общества – то, что называется паблисити. Или, проще говоря, бесплатная реклама – когда компания организует социально важные мероприятия, интересные очень большому количеству людей.
Первые ласточки паблисити в Ставрополе пролетели в 2003 году: на открытие картодрома «Форсаж» пригласили шоумена Николая Фоменко, а открытие кинодрома «Кентавр» посетила культовая группа «Дискотека авария». После этого звезды шоу-бизнеса стали частыми гостями различных коммерческих презентаций, что стопроцентно гарантирует интерес журналистов. 
Ну а потом местные пиарщики научились «ловить» журналистов и вовсе голыми руками. С подачи пресс-службы «Ставропольского бройлера» в моду вошли «деловые» завтраки и ланчи топ-менеджеров компаний с журналистами.
Ставропольская ГРЭС ввела в моду экскурсии для акул пера по предприятиям с непременной финальной пресс-конференцией руководства. «Билайн» проводил спартакиады и выезды на природу для пишущей братии, возил их на обучающие семинары. 
У пиарщиков частных компаний есть чему поучиться пресс-секретарям государственных ведомств, которые зачастую понимают свою профессию как штампование занудных пресс-релизов. Забывая про золотой постулат Сэма Блэка о «гармонии через взаимопонимание», они ставят во главу угла личные амбиции своих боссов, для которых главное – поменьше критики.
Вспомните лето 2007 года, когда город потрясли три убийства студентов – чеченца и двух русских. Пресс-службы всех официальных ведомств как воды в рот набрали, тем самым отдав город на откуп распространителям слухов и провокаторам. 
Все это в итоге вылилось в антикавказские погромы, ныне черной страницей вписанные в новейшую историю России.
Но даже этот горький опыт ничему не научил привластных пиарщиков. В январе нынешнего года после зверского убийства семьи криминального авторитета Хана весь город снова жил слухами. Силовики и чиновники упорно молчали, заняв круговую оборону от журналистов, пока губернатор через свою верную пресс-службу заклинал население: «В крае нет «кущевок». И кто ж ему теперь поверит?

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях