Поиск на сайте

В прошлом номере «Открытая» рассказала о том, что два политических обозревателя «Открытой» Олег Парфенов и Антон Чаблин стали лауреатами главной журналистской премии Юга России «Искра Юга». В рамках церемонии вручения прошел большой профессиональный семинар о проблемах современных российских СМИ, куда были приглашены корифеи отечественной прессы.

 

В частности, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», колумнист (автор, единолично ведущий колонку (раздел, рубрику) в каком-либо издании) еще многих федеральных изданий Дмитрий Соколов-Митрич убежден, что за последнее десятилетие основная миссия журналистики в России радикально изменилась.
Еще недавно пишущий автор должен был уметь как можно быстрее «прибежать» на место какого-то очередного громкого события, втереться в доверие к свидетелям, проникнуть за забор, сфотографировать, расспросить... И все для того, чтобы дать яркую эксклюзивную «картинку» на полчаса раньше конкурентов. Кто первый - тот и молодец! 
Сегодня же каждый человек, сидящий за компьютером, благодаря блогам, социальным сетям, общедоступным фото- и видеопорталам вроде Flickr или YouTube может почти мгновенно узнать, увидеть и услышать все, что происходит в любой точке земного шара. Причем даже в режиме реального времени и в мельчайших подробностях, с любых ракурсов. 
Соколов-Митрич привел пример прошлогоднего теракта в Домодедово, когда даже президент страны первые пару часов черпал всю объективную информацию о происходящем из блогосферы. А вот полноценное осмысление причин и последствий трагедии стало приходить позже, когда в Домодедово приехали съемочные группы телеканалов и репортеры «качественных» изданий. 
Сегодняшний Интернет буквально «перегружен» гигантским количеством новостей и фактов, нескончаемый поток которых, словно Транссибирский экспресс, проносится сквозь голову рядового интернет-пользователя. 
Достаточно сказать, что в Рунете ежедневно появляется до 50 тысяч новостных сообщений. И задача профессионального журналиста сегодня, в этих новых условиях нарастающего «новостного шума», - информировать общество не наиболее оперативно, а максимально объемно и подробно. А «качественный» журналист может себе позволить сделать это и спустя не часы после события, а сутки или даже недели. 
То есть журналист сегодня, в отличие от пустоголового блоггера-верхогляда, играет роль некоего «социального навигатора» в бескрайнем море фактов, предлагая своему читателю-зрителю стройную систему ценностей, подсказывая причинно-следственные связи и выдавая обстоятельный анализ событийного мира. 
Например, в Кущевку репортеры «высокого полета» приезжают и поныне, пытаясь осмыслить (вместе со своим зрителем-читателем), что же там происходило на самом деле, кто виноват и что делать. Впрочем, нельзя не признавать и того, что блогосфера также становится самостоятельной институцией в современном информационном мире. Порой она клокочет ненавистью по отношению к тем или иным событиям или персонам. И наиболее выигрывают те публичные фигуры, которые умеют «говорить» с Интернетом на одном языке: недавно краснодарский губернатор Александр Ткачев, ростовский руководитель Валерий Голубев и даже юморист Евгений Петросян начали проводить регулярные встречи с блоггерами, причем словно специально выбирая самых негативно к ним настроенных. 
Общение глаза в глаза, а не через экран компьютера позволяет и политикам, и шоуменам создать себе позитивный «ореол» даже для прожженных критиков. Такова уж человеческая психология. Правда, по словам ведущего аналитика Mobile research group (мобильные репортеры), экономического обозревателя и блоггера Эрика Муртазина, также выступившего на ростовском семинаре, есть и обратная сторона этого процесса «сближения» виртуальной и реальной действительности. Это когда читатели начинают массово «гадить» в интернет-СМИ, в том числе адресно оскорбляя самых известных и популярных журналистов. 
По мнению Муртазина, все подобные товарищи-острословы (на интернет-слэнге их презрительно называют «тролли») - суть люди ущербные, замкнутые, а потому озлобленные на весь мир, и в силу скудоумия они просто не видят иных способов самореализации, кроме как анонимное оскорбление известных журналистов и изданий (что сегодня, увы, вполне осуществимо в Интернете). 
Муртазин поделился с коллегами, что и сам в качестве бизнес-журналиста постоянно становится мишенью таких «дурачков», но воспринимает это скорее с иронией и даже некоторой гордостью: оборотная сторона известности! 
Заместитель генерального директора медиахолдинга «Эксперт» Александр Ивантер долго рассуждал на семинаре об ущербности теории «СМИ как четвертой власти». По его мнению, современная «качественная» пресса влиятельна прежде всего не тем, что острые правозащитные статьи с карандашом в руках читают судья и прокурор, а потому, что способна формировать полноценное мировоззрение целых социальных классов. 
Гендиректор «Медиасоюза» Александр Шамрай вступил с коллегой в полемику. Он привел пример газеты «Телеантенна» которая по всей стране выходит фантастическим тиражом в 3,5 млн. экземпляров, и уже по этому критерию может-де вполне считаться самым влиятельным изданием (по крайней мере, в отдельных городах). Но при этом многие подобные «семейные» издания заполнены и пестрой «желтизной», и полезными советами, и юмором - в общем, на формирование мировоззрения явно не тянет, скорее на милое и ни к чему не обязывающее развлечение вечером за чашкой чая.
То же самое, считает руководитель ростовского делового портала «Дело.ru» Елена Романова, происходит и с совсем уж ядовито-«желтыми» изданиями (как печатными, так и электронными - типа скандально известного lifenews): их читают миллионы, но при этом к их мнению реально прислушиваются единицы. И называться полноценной журналистикой они никак не могут, так же как блоги-однодневки или записи в социальных сетях. А посему вдвойне возрастает социальная ценность профессионалов в нашей столь непростой, изменчивой и общественно важной профессии.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях