Поиск на сайте

Всё указывает на то, что под предлогом решения транспортных проблем ставропольская верхушка, похоже, строит собственный дорожный бизнес

Сегодня в Ставрополе зарегистрировано более 200 тысяч автомашин. За последние десять лет их количество выросло вдвое (только в прошлом году, несмотря на кризис, в городе прибавилось почти 30 тысяч машин). А с учетом транзитного и приезжего транспорта по количеству авто мы ничуть не уступаем городам-миллионникам.

При этом протяженность дорог и улиц в Ставрополе всего тысяча километров, и лишь треть – так называемые «маршрутные», по которым курсируют автобусы и троллейбусы. Скажем, в новых кварталах Юго-Западного и Северо-Западного районов плотность маршрутной сети вдвое ниже, чем требуют СНиПы.

А, например, в Октябрьском районе другая напасть – дорог много, но они в жутком состоянии. «Ямочность» в частном секторе Ставрополя составляет около 10 процентов. Проще сказать, через каждые десять метров – метровая выбоина.

Развитие дорожно-транспортной отрасли в Ставрополе до последнего времени происходило по «Комплексной схеме организации дорожного движения», разработанной аж в 1976 году Всесоюзным НИИ безопасности дорожного движения МВД СССР. В том же году, кстати, был принят и генплан Ставрополя.

Оба документа были рассчитаны до 2000 года. Они предусматривали большой «запас прочности» для перспективных транспортных артерий – проспекта Кулакова, улиц 50 лет ВЛКСМ, Пирогова, Доваторцев... Проектировщики уже тогда, в 1976 году, просчитали, насколько разрастутся новые микрорайоны, и по обеим сторонам дорожного полотна заложили широкие резервы, которые бы позволили расширить улицы еще как минимум на два ряда движения.

И генплан, и «Комплексная схема» предусматривали строительство в Ставрополе десяти крупных развязок на самых загруженных перекрестках. Это, например, пересечение улицы Голенева и проспекта Карла Маркса, Доваторцев и Шпаковской, Доваторцев и проспекта Кулакова (сегодня ежечасно на каждом из этих перекрестков проезжает более 7-8 тысяч машин).

Однако почти ничего из этих предложений реализовано не было. В «нулевые» годы команда Дмитрия Кузьмина принялась хаотично застраивать город: были разрушены пешеходные связи между кварталами, а магазины вдоль дорог и на перекрестках нарушали «треугольники видимости».

Муниципальные земли вдоль Пирогова, Кулакова, Доваторцев были розданы в частные руки, а следом и быстренько застроены. Ни о каком расширении дорог или строительстве авторазвязок речи теперь и быть не могло: «красные линии» (границы застройки) сузили проезжую часть до 30-40 метров (это две-три полосы движения).

После этого Ставрополь стал задыхаться в пробках.

Нынешний сити-менеджер Андрей Джатдоев, который возглавил Ставрополь в феврале 2012 года, с ходу попытался создать себе имидж реформатора. Обещал решить все проблемы города, от которых жители уже криком кричали. В том числе и транспортную.

В январе 2014 года депутатам гордумы представили на утверждение новую «Комплексную схему организации дорожного движения», разработанную взамен старой, образца 1976 года. На этот документ из бюджета Ставрополя было потрачено 22 млн. рублей, а разработали его московское НПО «Транспорт» и корпорация «СтройИнвестПроект-М». Показательно, однако, что документ полностью так и не был опубликован.

Действия втемную, втайне от горожан стали при Джатдоеве управленческим принципом его команды, обеспеченным молчанием самого бездеятельного и безвольного мэра Георгия Колягина. Именно при нем чиновничья коррупция в краевой столице потеряла уже всякие берега.

Авторы документа провели опрос среди жителей Ставрополя, натурные съемки оживленных улиц и перекрестков и даже установили радарные посты, чтобы замерить плотность потока автомобилей и пассажиров.

Эксперты подтвердили в общем-то давно известные самим горожанам выводы, только уже с цифрами в руках. Скажем, самые загруженные магистрали – это почти вся улица Доваторцев, а также северный отрезок Западного обхода и въезды в город со стороны села Верхнерусского (где сельская улица Батайская переходит в городской проспект Кулакова) и села Надежда (западный отрезок Восточного обхода). Здесь каждый час в обе стороны проносится более 7 тысяч автомобилей...

По оценке экспертов, самая загруженная остановка общественного транспорта – «Рынок Тухачевский» на улице Тухачевского, где в час зарегистрировано две тысячи пассажиров. А самые популярные автобусные маршруты – №10, 13, 14, 15, по которым каждый час курсирует почти полторы тысячи человек. Замеры, напомним, проводились три года назад, так что сейчас цифры наверняка еще больше!

На основе своих расчетов московские эксперты разработали для властей Ставрополя целый список рекомендаций. Причем те, которые они предложили администрации внедрить до 2017 года, почти не требуют финансовых вложений. Судите сами.

Создать выделенные полосы для общественного транспорта на улице Ленина, Доваторцев, Лермонтова, Мира, Дзержинского и проспекте Карла Маркса. Общая протяженность выделенных полос составила бы 24 километра, но это позволило бы увеличить среднюю скорость движения автомобилей в полтора раза!

Также ученые предлагали движение по улицам Ленина и Мира сделать односторонним, а вот на центральных улицах, идущих с севера на юг Ставрополя (Артема, Ломоносова, Розы Люксембург), наоборот, открыть движение в обе стороны.

Не таких уж больших вложений потребовала бы установка видеокамер на перекрестках и в салонах автобусов, оптимизация режима работы светофоров и «лежащих полицейских» в спальных районах, улучшение видимости дорожных знаков и дорожной разметки...

Также эксперты предлагали делать дополнительные заездные «карманы» на автобусных остановках и полосы съезда перед перекрестками.

На носу уже 2017 год, а что из предложенного экспертами сделала администрация Ставрополя во главе с Андреем Джатдоевым?! Где выделенные полосы для автобусов, где реверсивное движение и двусторонние дороги?! Ничего этого и в помине нет. Выходит, 22 млн. рублей, заплаченных москвичам на разработку «Комплексной схемы», вылетели в трубу.

Зато администрация рьяно принялась внедрять идеи не просто сомнительные, а порой и отдающие откровенной аферой. Самая скандальная инициатива, разумеется, – это внедрение платных парковок. Занялось этим учрежденное в сентябре 2015 года ООО «Городские парковки Ставрополь», директором которого является Сергей Владимирович Саматоев. Кстати, в Михайловске зарегистрирован индивидуальный предприниматель Владимир Саматоев, который занимался автобусными перевозками.

ООО получило от администрации Ставрополя участки под организацию платных парковок. И не просто участки, а ранее действовавшие бесплатные парковки, которые за последние годы власти ударно оборудовали по всему городу, уничтожая газоны и вырубая деревья.

Еще одно крайне сомнительное начинание команды Джатдоева – это штрафные стоянки. Туда на эвакуаторах свозят со всего Ставрополя машины, которые припаркованы в неположенном месте. Клиент оплачивает как работу эвакуатора, так и стоимость нахождения своего авто на стоянке. Такая схема существует во многих крупных городах, а в Ставрополе команда Джатдоева принялась активно ее внедрять в 2013 году... едва речь зашла о платных парковках.

Куда направляются финансовые потоки от работы эвакуаторов, как всегла, – тайна за семью печатями. Завесу тайны пыталась приоткрыть два года назад городская Контрольно-счетная палата: она установила, что по итогам 2013 года работа эвакуаторов в Ставрополе была убыточной. Указания эвакуировать те или иные авто поступали напрямую от администрации Ставрополя, но работу никто не оплачивал.

Речь шла, впрочем, лишь о муниципальных эвакуаторах, которые принадлежат городскому троллейбусному предприятию (СМУТП). Доходы от его работы поступают в бюджет Ставрополя. За счет бюджета закупаются новые муниципальные эвакуаторы (их уже восемь). Если в 2014 году, судя по официальным отчетам, они перевезли на штрафные стоянки почти 2400 автомашин, то в прошлом – уже почти 4700.

В краевом реестре компаний, которые занимаются эвакуацией авто (этот реестр ведет краевое министерство транспорта и дорожного хозяйства), помимо СМУТП числится также некий фонд «Ставропольдорбезопасность» (его штрафная стоянка на 90 машин находится на проспекте Кулакова). Учредителями фонда числятся страховая компания «Росгосстрах», управление федеральной магистрали «Кавказ» Росавтодора и несколько мелких компаний из Ставрополя.

Есть еще две компании, которые владеют штрафными стоянками в Ставрополе, – это ООО «СтавАвтоХолдинг», совладельцем которого числится Виктор Галетов... он же бывший директор ГКУ «Ставропольское лесничество».

Вторая – частная торгово-производственная компания «Новый дом», у которой, согласно госреестру, есть штрафная стоянка на 70 мест в частном секторе на улице Ерохина. Единственным учредителем и директором «Нового дома» числится Александр Емцов... он же главный редактор газеты «Губернские ведомости».

Как видно, любой транспортный бизнес под «крышей» администрации Ставрополя – дело весьма прибыльное. Потому и допускают к нему только бизнесменов, сумевших договориться с городской верхушкой.

Владимир ЯРЫГИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях