Поиск на сайте

Не умом, но сердцем оберегай своё человеческое достоинство, призывает читатель «Открытой»

 

Вы никогда не задумывались о принципах работы своего ума? А ведь он – генератор самых разных уловок, необходимых для самоутверждения. Как сказал один мудрец, наш ум не переставая пишет себе восторженные письма о своей находчивости, всеумении и заканчивает их льстивой самовлюбленностью.
Ум с улыбкой смотрит на соседа, доброжелательно похлопывая его по плечу, и тут же подсчитывает стоимость его новой машины, с недоумением вопрошает: откуда у него взялись такие деньги? Его хитрости и изворотливости можно только удивляться.
В любом деле общественного плана, за которое берется его хозяин, ум тут же прикидывает возможности личной выгоды.
Для него отсутствуют понятия порядочности, чести, совестливых переживаний – на все это он смотрит свысока. Уму не дана возможность поднимать свой нравственный уровень и совершенствовать педагогические приемы.
Весь мир, а это нетрудно подтвердить, живет запросами своего ума, попавшись на его крючок. Кроме того, еще никому не удавалось подниматься по лестнице духовности, не разграничив запросы ума и посылы сердца.
«Моя хата с краю…» – это принцип взаимоотношений ума с миром. Его противоположность – сердце, лишенное эгоистических побуждений, постоянно ищет объекты помощи, защиты, сострадания и любви.
Всевышний наделил человека способами выстраивания отношений со своими внутренними помощниками. Ум брезгливо смотрит на сердце, как на нерадивого хозяина, который готов все накопленное им раздать. Сердце укоряет ум: мол, зачем тебе так много?
Ум принадлежит телу и не может поверить в многоразовость жизни, до последнего вздоха продолжая тянуть одеяло на себя. Сердце, помня предыдущие воплощения, знает, что только духовный рост есть истина пребывания человека на Земле.
Как только мы получаем информацию, связанную с изменением обстоятельств жизни, то непременно стремимся отреагировать на происходящее – так мы устроены.
Так вот, сердце всегда опережает ум и выдает свое единственное нравственное решение вопроса, зачастую довольно затруднительное в реализации. И тут же является ум и предлагает несколько вариантов выхода из ситуации, но уже с позиций здравого смысла и личных интересов. И, зная, что сердце выступило уже со своим посланием, специально подчеркивает невыгодность и невозможность его выполнения.
Зачастую большинство людей, прожив, как им кажется, полноценную жизнь (с ориентацией на материальные блага), даже не догадываются, что были носителями каких-то абсолютно разных качеств, одно из которых осталось непроявленным. Это и есть случай неудачного опыта души.
Мудрецы по этому поводу говорили: «Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает».
«Можешь ли ты разумно негодовать на человека, одержимого каким-нибудь отвратительным недугом? – вопрошает римский император Марк Аврелий. – Чем он виноват, что его соседство тебе противно? Точно так же отнесись и к нравственным недугам. «Но, – скажешь ты, – у человека есть разум, с помощью которого он может сознавать свои пороки». Это верно. Следовательно, и ты обладаешь разумом и можешь разумным обхождением привести ближнего к сознанию своих недостатков. Так прояви же свой разум, сумей пробудить в человеке совесть и исцели его слепоту без гнева, нетерпения и надменности».
Как не трудно догадаться, император поучал нас тому, как победить свой собственный ум. Но самым важным открытием является то, что ум постоянно норовит совершить отвлекающий маневр, как во время войны фанерные подделки самолетов выставлялись на лжеаэродромах, уводя внимание неприятельской стороны от истинных целей, замаскированных в лесу. Ум постоянно использует неразумность своего хозяина.
Послушаем, что по этому поводу говорит древнегреческий философ-стоик:
«Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом, и она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано, – свой быстрый бег.
Собака имеет чутье, когда она лишается того, что ей дано, – своего чутья, она несчастна, а не бывает несчастна, когда не может лаять.
Точно так же и человек становится несчастным не тогда, когда не может осилить медведя или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано, – доброту и рассудительность. Вот такой-то человек воистину несчастен и достоин сожаления.
Не то жалко, что человек умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство».

 

Василий СКАКУН,
заслуженный
мастер спорта СССР,
заслуженный
тренер СССР и РФ,
чемпион мира СССР
и РФ по акробатике,
почётный гражданин
Ставрополя и Светлограда

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях