Поиск на сайте

 

Что должен делать человек, чтобы прожить яркую, наполненную смыслом и событиями жизнь, пытаются выяснить учёные, представители школы позитивной психологии

 

Публичная лекция
Читает кандидат химических наук Александр ЛЕОНТЬЕВ
 
Депрессия, шизофрения, тревожное поведение, посттравматический синдром, различного рода зависимости – более 350 отклонений человеческой психики встречаются сегодня в нашем обществе согласно 1000-страничному «Справочнику по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM-5) – «библии» современных психологов и психиатров.
Оформившись как науки в середине XIX века, психиатрия и психология на настоящий момент добились значительных успехов в изучении как причин возникновения, так и методов диагностики и лечения многих душевных заболеваний.
Благодаря помощи врачей и медикаментозной терапии такие пациенты, как правило, могут сегодня если не исцелиться полностью, то эффективно держать болезнь под контролем, живя нормальной жизнью во время продолжительных ремиссий (периодов значительного ослабления симптомов).
Меж тем, сконцентрировавшись преимущественно на людских патологиях и странностях, до недавнего времени мало кого из специалистов интересовала природа положительных черт человеческой натуры, психологические основы не насилия или жестокости, а, к примеру, щедрости, сострадания и артистичности.
В середине 1990-х годов американский психиатр Мартин Селигман (1942–наст.) одним из первых решил покончить с «негативом» и вплотную заняться исследованием того, что делает нас лучше и счастливее. Известное как позитивная психология данное направление в психологической науке обрело сегодня признание и интерес как у профессионалов, так и среди широкой публики.
О том, можно ли научить и научиться быть счастливым, читайте далее на страницах «Открытой».
 
Сам себе господин
 
Определяя счастье как жизнь, наполненную смыслом и положительными эмоциями, Мартин Селигман и его единомышленники используют приемы экспериментальной психологии.
Они выясняют, какие факторы (индивидуальные черты характера, внешние обстоятельства и т.д.) и психотерапевтические методы (самовнушение, медитация и пр.) способны помочь человеку стать счастливее.
В настоящее время обширный пласт литературы (в том числе и научно-популярной) доступен любому, кто желает познакомиться поближе с результатами исследований по данной тематике.
«Открытая» рекомендует своим читателям в Интернете ли, на полках ли книжных магазинов найти такие работы и примерить на себя приведенные в них советы и приемы.
Некоторые из подобных «рецептов», особенно в изложении новомодных «лайф-коучей» (от англ. life coach – тренер, специалист по персональному росту), могут показаться кому-то оторванными от реальности, банальными и чересчур приторными — вроде «любить надо себя», «если тебе достался лимон – сделай из него лимонад», «не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней» и т.д.
Однако не спешите вместе с водой выплескивать из купели ребенка. Как показывают исследования, подобное, пусть и наигранно-позитивное, отношение к жизни действительно работает.
На поверку показушный оптимизм оказывается «полезнее» любого самого искреннего брюзжания, а общение с шапочными знакомыми предпочтительнее полного одиночества.
Другими словами, позитивная эмоциональная «диета» (пусть и через «не могу») столь же важна для сохранения психического здоровья человека, сколь и правильное, сбалансированное питание для поддержания его физической формы. Случайно или нет, но эта же идея, если приглядеться, прослеживается через всю историю развития человеческой мысли.
 
Сила воли
 
Помимо влияния, что оказывает оптимистичный образ мыслей на психологическое состояние человека, существует и своего рода перекрестная взаимосвязь «тела и духа» - концепция, так или иначе встречающаяся практически во всех религиозных и философских учениях.
Стоит отметить, что подобного подхода изначально придерживалась и психиатрия. Трудности у нее возникали лишь с тем, как количественно оценить степень влияния нашего эмоционального здоровья на физическое и наоборот.
Сегодня, однако, для подобного анализа, помимо результатов психологических тестов и наблюдений, ученые имеют возможность ориентироваться на проходящие в теле человека биохимические изменения (концентрация гормонов в крови, уровень активности определенных участков головного мозга и пр.).
Так, скажем, изучая действенность и эффективность антистрессовых психотерапевтических методик, психологи сегодня в обязательном порядке мониторят среди участников эксперимента объективные показатели возбужденного состояния.
К ним относятся частота сердечных сокращений, уровень гормонов кортизол и адреналин, величина артериального давления и т.д.
 
Вечный поиск
 
Анализируя мозаику факторов, из которых складывается ощущение счастья, ученые полагают, что примерно на 50% это чувство определяется внутренним позитивным настроем самого человека, на 10% - страной проживания и на оставшиеся 40% - набором таких довольно простых и универсальных вещей, как  здоровье, наличие домашних животных, устойчивого круга социальных связей и т.п.
Как указывают психологи, хотя оптимизм как черта характера является генетически предопределенным, позитивному образу мышления можно «выучиться», сделав, в итоге, одной из своих привычек.
Подобная внутренняя перестройка не может быть легкой, и, возможно, станет одной из сложнейших в вашей жизни. Оставаться «светлым» человеком, сохраняя ясность мысли и не сгибаясь под тяжестью жизненных невзгод, задача даже для сильнейших из нас порой невыполнимая.
Именно поэтому психологи рекомендуют практиковать «коллективный оптимизм», когда позитивный настрой поддерживается и укрепляется через контакты (личные, профессиональные и т.д.) с близкими по духу людьми.
Другими словами, негатив «заразен», а потому избегайте, по возможности, общения с хроническими «нытиками». Кроме того, подбадривайте своих загрустивших друзей и коллег, а также не стесняйтесь сами искать одобрения и поддержки, если не хотите, чтобы «упаднические настроения» перекинулись на вас и ваше окружение.
 
Знание – в массы
 
Как считают некоторые специалисты, изучение школьниками позитивной психологии с ее упором на практическое применение и гуманистические ценности могло бы лучше подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, научив их бороться со стрессами, депрессиями и сомнениями.
Данное мнение, похоже, разделяют директора многих американских школ и колледжей, включивших в качестве эксперимента данную дисциплину в свои обучающие программы. Сталкиваясь с «молодеющими» из года в год случаями детских неврозов, переутомлений и нервных срывов, обеспокоенные учителя готовы принять любую помощь психологов, если та окажется действенной.
В свою очередь, немало американских родителей также приветствуют введение позитивной психологии в качестве одного из общеобразовательных предметов. Дело в том, что, желая видеть своих детей скорее спиритуалистическими (духовными) личностями, нежели закоренелыми материалистами, родители зачастую не хотят приходить к этому через религиозное обучение.
В этом смысле позитивная психология видится им неплохим способом воспитать детей с верой, что «дух сильнее плоти», не обращаясь при этом к церкви и церковной доктрине.
На снимке: Мартин Селигман (1942-наст.), профессор психологии Университета Пенсильвании (США), основатель школы позитивной психологии.
 
Задание на дом: 
- Как справляетесь со стрессами?
- А сами вы пользовались приёмами позитивной  психологии?
Ваши ответы - в следующем номере


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий