Поиск на сайте

 

Новую рубрику «Диалоги об образовании» мы открываем беседой с завучем первой школы города Ставрополя Вячеславом Поминовым

 
Вячеслав Алексеевич — выпускник исторического факультета Ставропольского государственного педагогического института, на базе которого и создан Северо-Кавказский федеральный университет. С самого первого дня трудовой карьеры работает с детьми. Не ринулся из школы зарабатывать большие бабки в лихие девяностые, не ушел в чиновники, что сделали многие его сверстники, окончившие педагогические вузы. Эрудированный, интересный собеседник, блестящий педагог, один из немногих мужчин в крае, работающих в школе.
Мы беседуем в крошечном кабинетике, заваленном театральными декорациями, полным ходом идет подготовка к торжеству первого сентября.
 
В первый класс придут «миньоны»
 
- Вячеслав Алексеевич, ваша школа в городе на слуху. Говорят, что на первое сентября вы неизменно устраиваете красочные спектакли на школьном дворе, куда помимо школьников и их родителей приходит уйма окрестного народа.
- Тысячи две народа у нас на первое сентября действительно собирается. Мы даже перенесли из-за этого праздник на школьный стадион, который только и способен вместить всех желающих.
- Сколько первоклашек набрали в этом году?
- Четыре класса, в каждом по 35-36 ребятишек. Если в последние дни придет к нам еще человек пять, придется открывать еще один класс, потому что для детей в классах элементарно парт не хватает.
- Какой сценарий для их встречи подготовили?
- Каждый год выбираем для первоклашек что-нибудь очень знакомое для них и любимое. Потому что придерживаемся идеи, с каким настроением в школу придешь в первый раз, с таким и учиться все 11 классов будешь.
В этом году очень популярен среди малышей и их родителей мультфильм «Миньоны» - это такие маленькие желтенькие лупоглазые мультяшки - не то цыплята, не то человечки. Маленькие миньончики по сценарию хотят познать жизнь и поэтому приходят в школу. Вот видите, мы уже приготовили для них желтенькие костюмчики.
 
- И что, все первоклашки будут в таких желтеньких футлярчиках? Все это учителя сделали?
- Да, все нашими руками создано. И так же, как и в мультфильме, наши миньончики вначале разговаривают между собой на тарабарском языке. Первую часть они у нас бегают под фонограмму любимого ими мультфильма. И все действия разворачиваются по сюжету мультфильма. Только когда в эпизоде  миньонам показывают портрет королевы Великобритании Елизаветы, у наших героев своя «английская королева» - завуч по английскому языку, ведь наша школа, как вы знаете, с углубленным английским.
И с этого момента дети начинают говорить уже наш текст. Конечно, он тоже записан как радиоспектакль под нашу фонограмму, и мы по сто раз репетировали, чтобы не затягивать паузы, чтобы перед нашим зрителем прошло динамичное зрелище, чтобы на большом стадионе всем все было слышно и чтобы обычная школьная линейка не была скучной.
- И в какой момент ваши миньончики превращаются в реальных мальчишек и девчонок?
- Когда первоклассники снимают свои колпачки и начинают говорить такой текст: «Эти взрослые нас не слышат и думают, что разговариваем мы на тарабарском языке. Где нам найти такое место, чтобы нас понимали и всему научили?» И чтобы миньончиков-первоклашек начали учить, нужно просто позвонить в колокольчик.
Вот такое действо. В очень плотном режиме занимает всего чуть более пяти минут. Но мы с детьми это столько репетировали, чтобы было весело, задорно, ободряюще!
 
 
Народный фронт и образование
 
- Вячеслав Алексеевич, на зарплату педагога сейчас можно прожить?
- Вы знаете, почему практически все учителя работают на полторы ставки? Если работать на ставку - есть нечего, если работать на две ставки - есть некогда. Это уже анекдот.
Я услышал его, когда смотрел по телевизору трансляцию с форума Общероссийского народного фронта, посвященного вопросам образования.
Четыре дня ОНФ плотно занимал педагогов на круглых столах, чтобы они выговорились, а потом привел к ним Путина. Путин сказал: смотрите, мол, как мы все здорово сделали, народ из сферы реальной экономики просто побежал в педагогику.
Первые выступающие и начали с того, что все у них хорошо, дайте только работать, никаких денег мы от вас не требуем... Я разочарованно собрался уже было выключить телевизор, как слово взяла какая-то женщина из Орловской области.
- И что?
- А женщина говорит: «Не все педагоги живут в Москве, многие живут и в России». И озвучивает конкретные цифры. Оказывается, чтобы получать обещанные президентом 22 тысячи рублей, педагог высшей категории должен взять 1,61 ставки. Человеку, который никогда не работал в школе, покажется, что 5-6 уроков в день - это нормально, осилит любой.
- Но ведь к этим 5-6 урокам нужно еще и подготовиться. А потом еще и тетрадки проверить...
- Разумеется. Вот и эта женщина из Орла говорит: во-первых, эти уроки никогда не идут подряд, поэтому на работе учитель проведет гораздо больше времени. Во-вторых, чтобы отрабатывать эти 1,61 ставки, учителю нужно вести три класса, каждому ученику уделять внимание, а в классе как минимум 24-25 человек.
- Хорошо, если эти классы параллельные. Одна программа, и вместо трех уроков нужно подготовиться всего к одному.
- Естественно! Но так тоже не бывает. И к каждому уроку из этих трех классов приходится готовиться отдельно. И эта орловская женщина озвучивает все наши болевые моменты, о которых открыто в прямом эфире, да еще в присутствии президента говорить было не принято.
Для того чтобы проверить партию тетрадей, а это минимум 75 штук от трех классов, сколько нужно времени, посчитайте, если минимум на каждую тетрадь - три минуты. Еще три с половиной часа! Да еще на подготовку по полчаса на каждый класс как минимум. А потом ведь с детьми еще и просто пообщаться нужно. А если у тебя еще и классное руководство?! Вот и получается...
После этого, смотрю, на стуле заерзал наш лидер... А орловчанка ему еще и анекдот рассказала, который я вам в начале беседы привел. Я аплодировал ей, стоя возле телевизора.
- И какой была реакция?
- Все просто обомлели, но после ее выступления народ разговорился жарко и откровенно.
Выступил директор образовательного центра по системе школа-вуз из Новосибирска. Три выпускника этой школы - лауреаты Нобелевской премии.
А ведь они потому лауреаты, что у них не было ЕГЭ. И потому, что в вуз людей набирали, которые могут творчески мыслить. А Владимир Владимирович сказал на это, что педагоги, с которыми ему пришлось обсуждать проблемы образования, ему говорили: мол, просто дайте людям возможность заработать, чтобы семью содержать.
И ведь речь при этом обсуждении шла о 1,82 ставки за те же 22 тысячи.
- А представьте, если у учителя еще и какой-нибудь конфликт с директором школы. Ему тут же снижают педагогическую нагрузку, а стало быть, существенно уменьшают зарплату.
- Так нередко бывает. Обращу ваше внимание на такую показательную деталь из жизни школ. Табличка на двери директора школы и завуча по учебной части - и должности, и фамилии написаны большими золотыми буквами на красном фоне - на века.
А посмотрите, к примеру, у меня. Должность написана на такой же табличке, а фамилия нарисована на вставленной бумажечке - это чтобы не забывал, что в мире ничего вечного нет.
Мы сегодня все переходим на пятидневку, потому что начальство решило, что дети должны больше времени проводить в семье. А учителя в эти пять дней до своей семьи вообще не дойдут, перегрузки получаются сумасшедшие.
 
«Коррупция реально наказуема!»
 
- На двери вашего кабинета надпись «Коррупция реально наказуема!». Это в свете последних событий в образовании края, когда министра образования взяли со взяткой, когда на взятке поймали директора лучшей в крае гимназии?
- Представьте картину. К директору приходят и говорят, что принесли материальную помощь школе, кладут ее на стол, а потом быстро уходят, а к директору тут же заходят люди из полиции и устраивают маски-шоу. Это как? То, что директор и так «гусь хороший», это вроде понятно. Но ловить-то надо настоящих мздоимцев, и ловить профессионально, а не устраивать ловушки-провокации.
- На простых педагогах как-то отразилась эта объявленная в краевом образовании антикоррупционная война?
- На нас – нет, а вот на конкретном ребенке… У нас в школе учится сын бывшего министра образования, которого задержали со взяткой. Очень хороший мальчишка, скажу я вам. Он был начальником караула на Посту №1, а семья выезжала за границу. Мальчик отказался, потому что не мог бросить своих солдат, тех, кого он готовил и кто на него рассчитывал. Пришлось семье ради этого перенести свою поездку.
И что пришлось пережить ребенку, когда только ленивый «не потоптался» в его присутствии на отце. Мы как могли мальчишку оберегали, тянули, чтобы не сорвался.
 
 
Не нарушать традиций
 
- Я прошлась по школе, у вас по стенам развешано много снимков сороковых годов. Это ученики принесли фото своих прадедушек и прабабушек к юбилею Победы?
- Это постоянный стенд. На фотографиях родители наших учителей. Причем есть среди них и преподаватели нашей школы, то есть в нашей школе работают целые педагогические династии.
А еще есть отдельный стенд с фотографиями, посвященный выпускникам 1941 года. Есть школьные снимки этого выпуска, есть фотографии тех, кто пришел на встречу выпускников после войны в 1945-м.
У нашей школы замечательная история. Такие коллекции фотографий долго собирали, не один год.
Когда-то в школе существовала хорошая традиция. У нас выпускникам-медалистам всегда вручали медали и аттестаты золотые медалистки 1941 года, выпускницы нашей школы. Эффект был замечательным!
А сейчас медали вручает у нас мэр города. Такие порядки ввел когда-то еще Дмитрий Кузьмин. И где он сейчас? Возбудили уголовное дело - в бегах. Следующий мэр Игорь Бестужий в тюрьме. Да и всякий ли мэр та безупречная личность, «делать жизнь с кого» советуют детям?
- Какими достижениями своих ребят гордитесь?
- Учащиеся нашей школы с углубленным изучением английского языка три года подряд были среди призеров и победителей всероссийской олимпиады по технологии. Причем двое ребят были победителями, а третий мальчик - призер! Задавали детям при защите их проектов вопросы и по сопромату, и по другим чисто вузовским предметам! И наши ребята не подвели.
В нашей школе 12 лет работал профильный архитектурный класс. И это тоже дало свои результаты. Два года назад 20 из 36 наград Южнороссийской олимпиады по предметам архитектуры и искусства ушли в город Ставрополь. И не просто в один город, а в одну-единственную школу - нашу, первую.
 
 
История как технологический процесс
 
- Интересно, с чем побеждают на олимпиадах по технологии?
- Ну, например, наш ученик Дима Швачев защищал свой проект в Туле в 2011 году. Проект назывался «Технология производства русской исторической игрушки. Пушка 1812 года».
Понимаете, тех-но-ло-гия! Бери проект и запускай в массовое производство! Все было описано - и из чего колеса для пушки делать, и как вставлять в них спицы.
Мальчик защищал свой проект в  генеральском мундире 1812 года. А откуда все это взялось у мальчишки? Уверен - помогли сюжетно-ролевые игры по истории, которые до недавнего времени практиковались каждый год в нашей школе.
 
 
- Откуда школьник так подробно знает детали исторического оружия, в школе ведь такого не изучают?
- А он изучил точно такую пушку, но только большую, которую мы все вместе делали для исторической игры о войне с Наполеоном. Вы видели эту пушку в актовом зале, а первого сентября этот реквизит мы будем использовать на школьной линейке. 
Ничего не бывает зря. Мы играли в игры по истории, а парнишка оказался победителем в технологии. Все взаимосвязано. Мальчишке стало интересно, и он стал копать глубже. Кстати, весь реквизит, который используется в наших школьных постановках, делают сами школьники.
В шестом классе мальчишки на трудах сами точили на токарных станках себе деревянные мечи, красили их серебряной краской, чтобы играть в рыцарских турнирах по средневековой истории. 
Казалось бы, несложно выточить деревяшку, но дети делали это с большим старанием, с творческим подходом. 
 
- Но и девочек можно занять?
- Конечно. Если взять, скажем, серебристые мусорные пакеты, разрезать их на тонкие полоски, скрутить, то связать из них крючком можно такую кольчугу, что за три метра не отличишь ее от настоящей металлической. Или вот, например, шляпа из технического утеплителя... замечательная, с пером (Поминов достает из шкафа роскошную шляпу – тоже творчество школьников). Надо всегда искать, чем можно увлечь ребенка, чем он будет заниматься с интересом. В этом я вижу основное предназначение учителя. 
А для того, чтобы все это получилось, надо, чтоб и учитель был увлеченным человеком. У нас в школе, на мой взгляд, такой была Евгения Викторовна Лещенко. Она и придумала сюжетно-ролевые игры, всегда была в них главным вдохновителем творческого процесса.
 
Школа - творческий коллектив педагогов и учеников
 
- Каждый находит себя, место и вид занятий в историческом ролевом спектакле?
- Я писал сценарии, трудовик Дмитрий Раловец вместе с детьми мастерил декорации, физрук Валерий Херасков организовывал спортивные соревнования.
Много педагогов участвуют в сотворении спектакля. Наша школа десять лет подряд играла в эти сюжетно-ролевые игры единым творческим коллективом учителей и школьников.
Евгения Викторовна, например, сама с охотой облачалась в костюмы и играла свои роли наравне со школьниками. И мне грустно, что школьное начальство такого человека с облегчением выперло на пенсию. Хотя она и в горы с детьми с тяжеленным рюкзаком, и в волейбол с ними, и на лыжах, и на коньках...
 
 
О том, что это не просто хороший человек, а замечательный УЧИТЕЛЬ, никто по-настоящему не размышлял.
Наверное, некоторые высокопоставленные родители стали жаловаться на чрезмерные нагрузки детей, на то, что их ребенок часто бегает на репетиции, вместо подготовки уроков мастерит в своей комнате реквизит для будущего спектакля.
А у нас ведь как - начальство не хочет ссориться с влиятельными родителями. Поэтому, когда выпроваживали Лещенко на пенсию, думали, вероятно, только об одном: хороший учитель в первую очередь неудобный человек, беспокойный, теребящий всех идеями, новациями.
Ведь неизвестно, как на педагогические новшества начальники начальников отреагируют. Что скажут, вдруг не похвалят? Вот и имеем мы в школе то, что имеем.
 
Беседовала
Елена СУСЛОВА
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Сергей (не проверено)
Аватар пользователя Сергей

Я его помню еще по институту. Он всегда был активным и заводным. Молодец, что за столько лет не растерял боевой дух братства исторического факультета. И остался прежним Славиком Поминовым, весельчаком, балагуром и просто хорошим человеком. Для школьников такой педагог - большое счастье. Уверен, они его будут помнить всю жизнь.

Николай Красников (не проверено)
Аватар пользователя Николай Красников

Хороший, добрый преподаватель. Очень его уважаю, как и всю команду учителей с которыми я проучился с 1993 по 2003 год. Спасибо им большое. Вячеслав Алексеевич удачи Вам, если читаете мой комментарий.

Марина (не проверено)
Аватар пользователя Марина

меня всегда удивляло, как удается газете находить таких интересных педагогов для своих материалов... Надеюсь, что открытие новой рубрики "Диалоги об образовании" продолжит это хорошее начинание. Уверена, что не все взяточники в ставропольских школах, а есть очень достойные люди. Такие как Вячеслав Поминов. Достойные, талантливые, любимые своими учениками...

Аватар пользователя Александр Борисов

Прошу установить связь Борисов Александр Иванович
Почтовый адрес: 165250 село Бестужево Устьянского района Архангельской области Молодёжная 12
Сельский телефон = 8-818-55-73-1-36
Сотовый телефон = 8-931-410-48-96
Электронная почта = [email protected]
Моя страница в интернете в «В-КОНТАКТЕ» = https://vk.com/id260542177
Всё о проекте «Международной экспериментальной инновационной школы России» на сайте «ПЕДСОВЕТ.орг» http://pedsovet.org/forum/member194716.html
http://new.pedsovet.org/articles/article/listOwned/tab/notPublished

Ученик первой школы (не проверено)
Аватар пользователя Ученик первой школы

Учился в школе с 1997 по 2008 год. Вячеслава Алексеевича, волшебника, помню как сейчас. Репетировать нам давал после уроков на гитаре, у одного мальчика гитары не было, и родителей тоже, так он из дома принес какой-то кабель и сказал: "Сейчас подключим нашу шарманку". Школа жила. Понимаете, не просто уроки, не просто процесс учебный, а жизнь. После уроков все самое интересное начиналось: КВН, олимпиады, исторические реконструкции. И все это на зарплату учителя он делал. Мы ему печенье, конфеты дарили. Бывало, что вредничал, с кем не бывает. Помню один раз даже по ошибке обвинил в порче имущества. Думаете кто-то обиделся? Никогда. Дай бог здоровья. Я был во многих школах, но такого нигде не видел, и не увижу, к сожалению. Инициатива в нашей стране наказуема...

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

А в Изобильненском районе в селе Тищенском есть удивительный учитель. Он собирает всех детей и ходит с ними в походы, они изучают интересные традиции и природу района. Они видели в районе музей самоваров, музей веников(!!!),встречаются с ветеранами.Ранее он избирался главой селе Тищенское- люди до сих пор помнят его добрые дела и благодарны ему. Почему бы газете не встретиться с ним,обсудить проблемы молодежи в селе, отличается ли нынешняя молодежь от молодежи предыдущих поколений и напечатать для читателей интервью с этим интересным человеком!

Светлана (не проверено)
Аватар пользователя Светлана

Действительно, живёт в с. Тищенском такой замечательный человек! Селяне выбрали его главой села, много чего было сделано им для села и людей. Отзывчивый, добродушный, жизнерадостный , и сейчас работая с детьми он как экскурсовод показывает детям, красивейшие места нашего края и знакомит с различными видами подмастерья. Хотелось бы на страницах вашей газеты прочитать строчки слов об этом человеке, ведь таких сейчас к сожалению редко встретишь.

Добавить комментарий