Поиск на сайте

 

 

Будущие национальные флагманы или игрушки богатых? Сравнительный анализ концепций развития Научно-технологического университета имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) и Сколковского института науки и технологий (Россия)\

 

В прошлом номере («Хождение за три моря», №32 от 15 августа с.г.) «Открытая» рассказала о попытках разных стран реформировать свою систему высшего образования по западному образцу. Сегодня мы продолжим обсуждать национальные особенности построения университетов нового типа на примере России и Саудовской Аравии.

 

Верблюды, танкеры, наука
С момента открытия первых месторождений более 70 лет назад нефть является основой благосостояния Королевства Саудовская Аравия. На сегодняшний день порядка 90% всех экспортных доходов, 75% бюджетных поступлений и 45% внешнего валового продукта (ВВП) этой страны приходится на нефтехимическую отрасль. 
Прекрасно понимая всю однобокость подобной экономики, начиная с 70-х годов ХХ века правительство Саудовской Аравии каждые пять лет принимает и следует так называемым планам развития. Цель последних в том, чтобы, перераспределив «нефтяные» деньги, уйти, в конечном итоге, от сырьевой зависимости и создать современное государство, сохранив при этом традиционные исламские ценности и национальную самобытность. 
В то время как задачей первых пятилеток были, в основном, инфраструктурные и индустриальные проекты (строительство дорог, портов, нефтеперерабатывающих и химических предприятий и т.д.), с начала 90-х годов правительство, в числе прочего, всерьез озаботилось проблемами образовательной системы страны, ее неспособностью обеспечить экономику квалифицированными техническими, инженерными и научными кадрами.
В настоящее время треть из 27 млн. проживающих в Саудовской Аравии людей являются иностранными специалистами и рабочими - при том, что государство тратит на бесплатное для всех своих граждан образование порядка 6,8% ВВП (28% всех бюджетных расходов, трехкратное увеличение по сравнению с 1970 годом). В стране, населенной прежде по большей части кочевыми племенами, где первый университет современного типа был основан лишь в 1957 году, ныне насчитывается свыше полусотни вузов, а степень урбанизации (доля людей, проживающих в городах) достигает 80%. 
Тем не менее, несмотря на колоссальные финансовые вливания, образовательная система королевства, по мнению ее критиков, плохо справляется с задачей подготовки молодежи, востребованной современной экономикой. Виной тому, считают они, доминирование религиозной составляющей обучения (изучение ислама и Корана) над светской, особенно в области гуманитарных наук. 
С целью изменить подобное положение дел и снизить зависимость страны от нефтяной отрасли и иностранной рабочей силы, нынешний король Абдалла в 2006 году объявил о начале осуществления реформы образовательной системы королевства. Научно-технологический университет, о котором пойдет речь далее, является, таким образом, лишь частью масштабных усилий правительства, направленных, в конечном итоге, на модернизацию консервативного саудовского общества.

 

Оазис учености
Намерение создать учебное заведение нового типа правительство Саудовской Аравии впервые озвучило в 2006 году. Три года спустя в присутствии 3 тысяч почетных гостей, включавших глав государств и нобелевских лауреатов, состоялось торжественное открытие Научно-технологического университета им. короля Абдаллы, расположившегося на берегу Красного моря, близ небольшой рыбацкой деревни Тувал. 
Строительство университетского городка на 20 тысяч человек общей площадью 36 км2, в который вошли собственные школа, детский сад, поликлиника, яхт-клуб, столовые, рестораны и прочие вспомогательные объекты, обошлось казне более чем в 2,5 млрд. долларов. Дополнительные 1,5 млрд. были истрачены на техническое оснащение исследовательских лабораторий. 
По замыслу правительства, финансовое благополучие только что открытого вуза должен гарантировать специально созданный 10-млрд. инвестиционный фонд, доходы от которого пойдут на содержание и развитие университета. Вдобавок для установления международных связей и сотрудничества государство пообещало выделить на ближайшие 10 лет не менее 1 млрд. долларов в виде совместных грантов с ведущими учебными заведениями мира.
Университет им. короля Абдаллы с самого начала задумывался как центр прикладной науки, результаты исследований которой призваны приносить практическую пользу и служить экономическому и социальному развитию человечества. По этой причине, вместо традиционных факультетов, структура вуза выстроена вокруг мультидисциплинарных лабораторий, работающих, в основном, по четырем направлениям: новые информационные и компьютерные технологии, биомедицинские науки, исследования в области энергетики и окружающей среды, а также новых материалов и процессов.
В настоящее время в университете на полном государственном обеспечении обучаются порядка 800 (15% - женщины) студентов-бакалавров и аспирантов более чем 60 национальностей. В будущем число учащихся планируется довести до 2 тысяч, из которых около 40% будут гражданами Саудовской Аравии. 
Желая привлечь лучшие профессорско-преподавательские кадры со всего мира, Научно-технологический университет предлагает соискателям не только высокие оклады, но и чрезвычайно комфортные условия для жизни и научных изысканий (бесплатное жилье, отсутствие налогов, щедрые исследовательские гранты и т.д.). 
Все обучение ведется на английском языке, а религиозная полиция лишена доступа на территорию кампуса. Местные девушки и женщины могут появляться здесь без черной накидки и платка, им позволено передвигаться на автомобиле, находиться в одном помещении с мужчинами без сопровождения родственников-опекунов, что невозможно за пределами университетского городка. 
Выбиться за 10 лет (к 2020 году) в топ-10 лучших вузов мира - такую сверхзадачу поставило перед собой руководство университета-новичка, для которого правительство страны в лице короля не жалеет ни финансовых, ни политических ресурсов. 
Меж тем многие в Саудовской Аравии полагают, что даже успешная реализация этого амбициозного проекта не приведет к каким-либо качественным изменениям в жизни нации. По их мнению, в нынешних условиях университету суждено надолго оставаться параллельной Вселенной, оазисом западной науки и образа жизни в суровой пустыне консервативного религиозного общества.

 

Шейхи Севера
Любимое детище экс-президента Дмитрия Медведева, инновационный центр в Сколково (российская «Кремниевая долина»), о строительстве которого было объявлено в 2009 году, в числе прочего предусматривает создание международного Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Хотя как такового (в виде лекционных залов, исследовательских корпусов и прочего) университета все еще не существует, первая группа студентов из 21 человека уже этой осенью отправится на год в один из четырех ведущих вузов мира для прохождения первого курса магистерской программы. 
Организованный в сотрудничестве с престижнейшим Массачусетским технологическим институтом (США), Сколтех по многим параметрам (концепция развития, цели и задачи, размер и т.д.) является аналогом упомянутого нами ранее Научно-технологического университета им. короля Абдаллы. 
В следующем номере мы остановимся подробнее на сходстве и различии этих двух учебных заведений, попробуем спрогнозировать судьбу российского вуза и оценить эффект, который может оказать успешная реализация этого проекта на систему высшего образования страны.
Продолжение следует...

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий