Поиск на сайте

 

 

Реформирование системы высшего образования по западному образцу: когда цель одна, но пути разные, все ли дороги ведут к успеху?

 

В настоящий момент многие страны мира, включая западноевропейские, предпринимают попытки модернизировать свои национальные системы высшего образования. Образцом для подражания здесь служат чаще всего университеты США.
Считается, что именно благодаря своей модели управления и особенностям образовательных программ учебные заведения Соединенных Штатов на протяжении многих лет удерживают ведущие позиции практически во всех академических рейтингах (из 100 лучших университетов планеты более 50 - американские). 
Стоит отметить, что объективность подобного ранжирования часто вызывает споры. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий, расстроенный, что в 2011 году лучший вуз России не попал даже в первую сотню, призвал не преувеличивать значение мировых образовательных рейтингов и создать свой, независимый топ - 100 мировых университетов. Как бы то ни было, американская научная школа на сегодняшний день объективно является одной из сильнейших в мире, и потому желание властей разных стран перенять передовые образовательные технологии вполне понятно. 
В то же время существует множество факторов (национальный менталитет, текущая социоэкономическая ситуация, исторический опыт и т. д.), определяющих, насколько далеко та или иная страна готова продвинуться в реформировании своих университетов на американский лад. 
Здесь мы предлагаем читателям «Открытой» несколько международных примеров того, как это было сделано и что из этого вышло.

 

Вьетнам
В 2007 году химический факультет Ханойского научного университета совместно с Министерством образования Вьетнама запустили первый из серии пилотных проектов, цель которых - привести уровень естественно-научного образования в стране к международным стандартам. Добиться этого вьетнамские чиновники и ученые планировали через внедрение современных учебных программ (в данном случае - химии) в преподавательскую практику сначала столичного университета, а затем и в методические планы остальных вузов страны.
Рассмотрев кандидатуры 20 с лишним учебных заведений из США, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии, выбор был сделан в пользу одного из лучших в Соединенных Штатах Университета Иллинойса (Урбана-Шампейн, США). 
По результатам заключенного соглашения американская сторона делегировала группу своих профессоров в столицу Вьетнама, где те на первых порах читали на английском лекции, принимали зачеты и экзамены в точности, как они бы делали это у себя дома. 
Позже, в виду занятости на основной работе, зарубежные профессора проводили лекции и семинары в режиме прямого онлайн-видео (так называемые вебинары) и приезжали в Ханой лишь в конце семестров для проведения заключительных экзаменов. Помимо этого, у студентов всегда была возможность пообщаться с американскими наставниками по Скайпу и электронной почте. В свою очередь вьетнамская сторона отправила на стажировку за океан группу своих преподавателей, где они, посещая в том числе и студенческие учебные лекции, могли из первых рук получить представление об особенностях американской системы преподавания.
Помимо теоретического курса, экспериментальные работы в лаборатории являются важной составной частью классического химического образования. На деле, по разным причинам (отсутствие необходимого оборудования, реагентов и т.д.), многие практические задания американской программы не могли быть выполнены в учебных лабораториях Ханойского университета, а потому были в итоге отставлены либо адаптированы к местным реалиям.
К настоящему времени участники этого первого экспериментального набора закончили обучение, получив на экзаменах оценки выше, чем их американские собратья. Справедливости ради стоит отметить, что для участия в пилотном проекте вьетнамской стороной были отобраны лучшие студенты с хорошим знанием английского языка.
Следующим этапом данной программы должно стать обучение по американским стандартам следующего поколения столичных студентов на родном для них языке силами местных преподавателей. Как отмечали сами американские профессора, язык особого значения не имеет. Секрет американской модели, так называемого открытого обучения, заключается в том, чтобы познакомить учащихся с достижениями современной науки, не заставляя их тупо зубрить главы учебников. 
Задача преподавателя в том, чтобы, стимулируя креативное и аналитическое мышление, научить студентов задавать вопросы и находить самим на них ответы.

 

Китай
На протяжении десяти лет Чжу Цинши, профессор физической химии и член Китайской академии наук, был ректором одного из престижнейших в стране Научно-Технического университета Китая (город Хэйфэй). Однако в 2008 году он покинул этот высокий пост, разочарованный результатами своих усилий улучшить качество преподавания во вверенном ему учебном заведении. 
По словам академика, все его попытки, от заимствования американских учебных программ до приглашения на работу соотечественников, окончивших зарубежные вузы, заканчивались ничем. После первоначального всплеска активности все возвращалось на круги своя, и профессора по-прежнему были больше озабочены собственными исследованиями и публикациями, нежели подготовкой студентов. 
Как полагает Чжу Цинши, основной причиной его неудач была выстроенная Министерством образования Китая бюрократическая система, фактически лишающая университеты какой-либо самостоятельности, от вопросов отбора студентов до найма новых и поощрения и продвижения уже работающих сотрудников. 
Дело в том, что, пытаясь поднять уровень научных исследований в стране, Министерство образования жестко увязывает любой карьерный рост китайских ученых с их индексом цитируемости и количеством опубликованных ими в международных журналах статей. 
В этом свете неудивительно, что преподаватели Научно-Технического университета, как и любого другого вуза в Китае, больше интересуются собственной научной работой, нежели подготовкой студентов.
Возможность изменить существующую практику появилась у отставного профессора год спустя, когда власти 13-миллионного Шэньчжэня, процветающего города, расположенного в особой экономической зоне, обратились к нему с просьбой возглавить создаваемый ими с нуля Южный Научно-Технологический университет. После некоторых размышлений экс-ректор поставил главное условие своего согласия: полная академическая свобода. 
Свобода отказаться от гао као (китайского аналога ЕГЭ) при приеме студентов (необходимо сдать лишь внутренний экзамен на креативность, пройти интервью и психологический тест). 
Свобода для преподавателей от необходимости карабкаться по бюрократической карьерной лестнице и искать деньги на проведение исследований. 
Свобода от засилья чиновников в управляющем совете вуза. Универститет, в котором учатся ради знаний, а не ради диплома, - таким видел идеалист Чжу Цинши свое будущее детище.
Городские власти приняли все условия и согласились выделить 1,1 млрд. долларов под строительство университетского кампуса на 8 тыс. учащихся, зарплаты известных зарубежных и китайских профессоров и исследовательские гранты. В свою очередь, новый ректор пообещал вывести за 20 лет никому не известный доселе вуз в топ-20 азиатских университетов. 
Открытие Южного Научно-Технологического университета состоялось в апреле 2011 года, и первые 45 студентов уже приступили к занятиям. Как научное сообщество Китая, так и правительственные чиновники внимательно наблюдают за судьбой проекта. Между тем, столкнувшись с реальностью, Чжу Цинши был уже вынужден пойти на ряд компромиссов и уступок. 
Так, для того чтобы получить аккредитацию Министерства образования, проходной балл для поступления в университет формируется на 60% из результатов национального выпускного экзамена для старшеклассников (гао као). 
В пику предварительным договоренностям, управляющий совет университета был составлен на половину из городских чиновников во главе с мэром Шэньчжэня. В свою очередь, ученые критикуют Чжу Цинши за провалы в подготовке расписания занятий и системы академического менеджмента. 
Пока что никто не готов сказать, ждет ли успех ректора-реформатора и как сложатся в дальнейшем его отношения с китайскими властями.
Продолжение следует...

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий