Поиск на сайте

В краевом музее изобразительных искусств открылась выставка работ патриарха ставропольской живописи Владимира Шегедина

 

На персональной ретроспективной выставке ставропольского художника, члена Союза художников России, участника Великой Отечественной войны Владимира Александровича Шегедина представлено более шестидесяти произведений разных лет, как из мастерской автора, так и из фондов музея.
Это не только популярные ныне пейзажи, но и почти забытые современными художниками портреты и жанровые композиции. Самая ранняя работа, представленная на выставке, – «Ставропольский дворик» – датируется 1940-м годом. Последняя – «Праздничный букет» – написана в 2010-м.
Экспозиция, названная «Путь в искусстве», открывает проект, посвященный 75-летию краевой организации Союза художников России.
Владимир Шегедин – представитель реалистической школы живописи. Рисовал всегда, сколько себя помнит, с детства получил прозвище Художник. На фронте в минуты отдыха карандашом набрасывал портреты однополчан, которые потом разлетались по огромной стране в солдатских треугольниках.
После демобилизации художник поступил в Московский педагогический институт им. В.П. Потемкина (народный комиссар просвещения РСФСР) на художественно-графический факультет, где получил навыки добротного академического рисунка, пленэрной этюдной работы. После института был распределен на работу в Краснодарское художественное училище, преподавал живопись, рисунок, историю искусств. В 1959 году вернулся в Ставрополь навсегда.
Два десятка лет Владимир Шегедин работал с самодеятельными художниками, читал им лекции по изобразительному искусству. За это был награжден медалью им. Василия Николаевича Бакшеева, народного художника СССР, лауреата Сталинской премии («Возвращение с богомолья», «9 января», «Демонстрация», «Ленин в Разливе», «Голубая весна»). У Шегедина учились такие известные ставропольские художники, как Карен Казанчян, Владимир Леонтович, Георгий Авсаджанов, Петр Горбань, Николай Санжаров.
Важное, если не основное, место в творчестве художника занимает пейзаж. Весна и осень, рассветы и закаты – вечный круговорот природы отражается в самих названиях его картин и этюдов («Пробуждение», «Блики», «Звонкий день», «Зимняя сказка»).
Владимир Шегедин – утонченный портретист. В его образах («Русская Нефертити», «Эмма», «Дочь», «Красотка») нет ни малейшего геройства и мужества, это простые люди чуть с отрешенным и даже казенным взглядом. Но в этих взглядах сокрыт тот неповторимый слепок ушедшего времени, по которому как раз и можно безошибочно судить о молодости наших отцов и дедов.
Главная тема в творчестве художника, которой он посвятил более полувека, – это Ставрополь и его окрестности. Особая ценность городских пейзажей в том, что они документируют повседневность прошлого – без конъюнктуры и прицела на спрос и моду. В этих лишенных эпичности холмах, кривых улочках, серых дворах, поперек которых на провисших веревках болтается белье, – сама жизнь.
Небольшие, написанные на пленэре работы запечатлели наш город таким, каким он был в 50-60-х годах прошлого века.
Аэроклуб на проспекте Карла Маркса, 4, на месте которого теперь стоит цирк. Забытый даже старожилами облик улицы Булкина. Знаменитый Немецкий мост, тот его участок, что уцелел около трассы на Невинку. Чапаевский переезд. Поросшая кустарником Комсомольская горка.
Увлекшись историей, художник стал писать старинные виды города. Центральной работой в этой серии стало изображение Казанского кафедрального собора в картине «Утешение и надежда».
У художника-фронтовика, к слову, награжденного орденом Отечественной войны I степени и одиннадцатью боевыми медалями, свое понимание войны. В его произведениях нет пересказа тех событий, в них – переживания, связанные с молодостью. Как, например, в картине «Май 45-го» – на фоне цветущих деревьев у могилы Штрауса стоит русская девушка в гимнастерке с простеньким букетиком цветов.
Несмотря на солидный возраст (в июле художнику исполняется 89), Владимир Шегедин и сейчас в строю. Каждый день из Юго-Западного района отправляется в мастерскую на улице Добролюбова. А эту встречу в музее просит считать чем-то вроде генеральной репетиции к предстоящей выставке работ эдак на триста.
– Что важно для художника?.. – размышляет мастер. – Любая картина должна теребить душу, в этом суть и смысл русской школы живописи, ее миссия. Художник должен не только делиться своим внутренним миром, но и понимать, что этого ждет от него сам зритель. Через мир переживаний, смятений, радости художника открывается смысл многих сложных вещей. Когда есть такой контакт, значит, ты работал не зря.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях