На прошлой неделе Ставрополь стал свидетелем забастовки водителей маршруток. Во вторник полсотни «Газелей» намертво перекрыли движение по проспекту Карла Маркса, превратив весь центр города в одну гигантскую пробку. Шоферы требовали отменить результаты конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах.
Такой конкурс мэрия проводит каждое лето. И недоброй уже традицией стало то, что каждый раз его сопровождают скандалы и судебные разбирательства. Так, в 2004 году водители, не прошедшие конкурсный отбор (а это почти 200 человек) судились с мэрией и пикетировали управление городского хозяйства, а краевое управление Федеральной антимонопольной службы опротестовало ряд положений договора, которое администрация обязывала заключать с нею маршрутников. ФАС дело в краевом арбитраже выиграло, а вот со многими недовольными водителями чиновники мэрии сумели договориться во внесудебном порядке.
В 2006-м повторилась та же история: иски недовольных шоферов, пикеты, листовки – правда, все суды оказались на стороне мэрии. Обделенные шоферы судились с администраций и в нынешнем году – причем в этот раз краевой арбитраж встал на их сторону, приостановив заключение договоров на осуществление перевозок на 15-м и 51-м городских маршрутах.
О том, в чем суть нынешнего конфликта, корреспондент «Открытой» беседует с руководителем краевого управления Федеральной антимонопольной службы Владимиром Рохмистровым.
– Владимир Васильевич, администрацию города из года в год обвиняют в том, что она пытается подмять «под себя» рынок маршрутных такси.
– Такие претензии были обоснованы еще год-два назад, а сейчас ситуация изменилась к лучшему. Насколько я могу судить, чиновники всерьез озаботились проблемами на этом виде транспорта: пригласили специалистов, чтобы рассчитать средний пассажиропоток на каждом маршруте, исходя из этого, рассчитали необходимое число машин.
Ужесточились и сами условия конкурса: теперь на аукцион выставляются только маршруты целиком. То есть выиграть конкурс могут только крупные перевозчики, располагающие парком в 30-40 машин.
– Частные предприниматели как раз и жалуются на то, что их жестко «отжали» от привычного для них бизнеса.
– Во-первых, никто их не «отжимал». Любой частный предприниматель может сдать свою машину в аренду крупной фирме, а затем брать ее в пользование – и работать, как и раньше. По такому принципу они могли работать в «Ставропольской городской организации автопредпринимателей», объединяющей несколько десятков извозчиков.
Во-вторых, только крупные предприятия могут обеспечить необходимый уровень качества и надежности перевозок. Только крупные фирмы могут обеспечить регулярный технический осмотр маршруток и медосмотр их водителей, как того требуют условия договора, заключаемого по итогам конкурса с мэрией.
– Сами водители, да и весь город «гудит» о том, что маршрутками через подставных лиц владеют чиновники, прокурорские и милицейские чины и даже священники. Неужто они от такой «кормушки» добровольно отказались?
– Конечно, не добровольно. Ситуация с маршрутками в городе ужасающая: на одних направлениях их переизбыток, на других, наоборот, нужно по полчаса на остановке ждать.
На маршрутки набирают кого попало – в основном неопытных молодых ребят, которые во время езды болтают по телефону, флиртуют с девочками, сидящими на переднем сидении, а то и вовсе устраивают автогонки с другими водилами.
В свое время через такую неразбериху прошли и другие крупные города России – но там местные власти волевым решением поставили заслон маршрутному «беспределу». Надеюсь, хватит на это политической воли и «отцам» Ставрополя.
– Все равно, на мой взгляд, администрация города слишком уж рьяно занимается маршрутками, забыв про «обычные» троллейбусы и автобусы.
– Согласен с вами. Вот, скажем, как поступили недавно власти в Пятигорске: резко ограничили число маршруток, закупили за счет муниципального бюджета новые автобусы – и практически с нуля создали городское автотранспортное предприятие.
Сокращают число «Газелей» в Москве, а в Липецке их нет вообще – вместо них на городских маршрутах работают более современные европейские микроавтобусы большой вместимости. Думаю, и властям Ставрополя есть чему поучиться у коллег.
– И самый, пожалуй, актуальный для ставропольцев вопрос: не грозит ли нам повышение стоимости проезда?
– Вряд ли. Я говорил со многими шоферами, и все сходятся во мнении: нынешняя стоимость проезда (8 рублей) экономически полностью обоснована, и повышение цен было бы не оправдано.
Беседовал
Антон ЧАБЛИН
Точка зрения
Валерий КУРИПКО, председатель правления Ставропольской городской общественной организации индивидуальных автопредпринимателей:
– Конкурсные требования по количеству машин на том или ином маршруте участниками должны, безусловно, выполняться точно. Например, на 51-м маршруте, где должно быть 47 машин, победителем конкурса вдруг стало МУАП с парком в 30 автомобилей. Нет реальной конкуренции. А для ее видимости заявки на конкурс подают предприятия даже с одной машиной. Так как транспорта претендентам на победу все же не хватает, маршрутников сейчас активно агитируют на заключение договоров аренды их автомобилей. Но аренда уменьшит заработки владельцев маршруток.
Добавить комментарий