Поиск на сайте

На прошлой неделе Ставрополь стал свидетелем забастовки водителей маршруток. Во вторник полсотни «Газелей» намертво перекрыли движение по проспекту Карла Маркса, превратив весь центр города в одну гигантскую пробку. Шоферы требовали отменить результаты конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах.

Такой конкурс мэрия проводит каждое лето. И недоброй уже традицией стало то, что каждый раз его сопровождают скандалы и судебные разбирательства. Так, в 2004 году водители, не прошедшие конкурсный отбор (а это почти 200 человек) судились с мэрией и пикетировали управление городского хозяйства, а краевое управление Федеральной антимонопольной службы опротестовало ряд положений договора, которое администрация обязывала заключать с нею маршрутников. ФАС дело в краевом арбитраже выиграло, а вот со многими недовольными водителями чиновники мэрии сумели договориться во внесудебном порядке.
В 2006-м повторилась та же история: иски недовольных шоферов, пикеты, листовки – правда, все суды оказались на стороне мэрии. Обделенные шоферы судились с администраций и в нынешнем году – причем в этот раз краевой арбитраж встал на их сторону, приостановив заключение договоров на осуществление перевозок на 15-м и 51-м городских маршрутах.
О том, в чем суть нынешнего конфликта, корреспондент «Открытой» беседует с руководителем краевого управления Федеральной антимонопольной службы Владимиром Рохмистровым.

– Владимир Васильевич, администрацию города из года в год обвиняют в том, что она пытается подмять «под себя» рынок маршрутных такси.
– Такие претензии были обоснованы еще год-два назад, а сейчас ситуация изменилась к лучшему. Насколько я могу судить, чиновники всерьез озаботились проблемами на этом виде транспорта: пригласили специалистов, чтобы рассчитать средний пассажиропоток на каждом маршруте, исходя из этого, рассчитали необходимое число машин.
Ужесточились и сами условия конкурса: теперь на аукцион выставляются только маршруты целиком. То есть выиграть конкурс могут только крупные перевозчики, располагающие парком в 30-40 машин.
– Частные предприниматели как раз и жалуются на то, что их жестко «отжали» от привычного для них бизнеса.
– Во-первых, никто их не «отжимал». Любой частный предприниматель может сдать свою машину в аренду крупной фирме, а затем брать ее в пользование – и работать, как и раньше. По такому принципу они могли работать в «Ставропольской городской организации автопредпринимателей», объединяющей несколько десятков извозчиков.
Во-вторых, только крупные предприятия могут обеспечить необходимый уровень качества и надежности перевозок. Только крупные фирмы могут обеспечить регулярный технический осмотр маршруток и медосмотр их водителей, как того требуют условия договора, заключаемого по итогам конкурса с мэрией.
– Сами водители, да и весь город «гудит» о том, что маршрутками через подставных лиц владеют чиновники, прокурорские и милицейские чины и даже священники. Неужто они от такой «кормушки» добровольно отказались?
– Конечно, не добровольно. Ситуация с маршрутками в городе ужасающая: на одних направлениях их переизбыток, на других, наоборот, нужно по полчаса на остановке ждать.
На маршрутки набирают кого попало – в основном неопытных молодых ребят, которые во время езды болтают по телефону, флиртуют с девочками, сидящими на переднем сидении, а то и вовсе устраивают автогонки с другими водилами.
В свое время через такую неразбериху прошли и другие крупные города России – но там местные власти волевым решением поставили заслон маршрутному «беспределу». Надеюсь, хватит на это политической воли и «отцам» Ставрополя.
– Все равно, на мой взгляд, администрация города слишком уж рьяно занимается маршрутками, забыв про «обычные» троллейбусы и автобусы.
– Согласен с вами. Вот, скажем, как поступили недавно власти в Пятигорске: резко ограничили число маршруток, закупили за счет муниципального бюджета новые автобусы – и практически с нуля создали городское автотранспортное предприятие.
Сокращают число «Газелей» в Москве, а в Липецке их нет вообще – вместо них на городских маршрутах работают более современные европейские микроавтобусы большой вместимости. Думаю, и властям Ставрополя есть чему поучиться у коллег.
– И самый, пожалуй, актуальный для ставропольцев вопрос: не грозит ли нам повышение стоимости проезда?
– Вряд ли. Я говорил со многими шоферами, и все сходятся во мнении: нынешняя стоимость проезда (8 рублей) экономически полностью обоснована, и повышение цен было бы не оправдано.

Беседовал

Антон ЧАБЛИН

Точка зрения

Валерий КУРИПКО, председатель правления Ставропольской городской общественной организации индивидуальных автопредпринимателей:
– Конкурсные требования по количеству машин на том или ином маршруте участниками должны, безусловно, выполняться точно. Например, на 51-м маршруте, где должно быть 47 машин, победителем конкурса вдруг стало МУАП с парком в 30 автомобилей. Нет реальной конкуренции. А для ее видимости заявки на конкурс подают предприятия даже с одной машиной. Так как транспорта претендентам на победу все же не хватает, маршрутников сейчас активно агитируют на заключение договоров аренды их автомобилей. Но аренда уменьшит заработки владельцев маршруток.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях