Поиск на сайте

Что есть монашество – духовный подвиг, правдоискательство, познание себя, одиночество? И как пришёл в этот особый мир учитель музыки, поэт и писатель Александр Матюшин, ныне иеромонах Роман

 

«Без сопровождения в первый раз к иеромонаху Роману было бы не попасть. Это только кажется, что если почитаемый нами монах и поэт обитает в Псковской области, то каждый второй наверняка объяснит дорогу к нему.
Какое там! До этой поездки дважды ходил я по Псково-Печорскому монастырю, где прежде был иноком Роман, но то ли по выученной скрытности, то ли по неведению монахи не подсказали дорогу к скиту, а скорее всего, не пришло еще мое время для паломничества к нему».
Эти строки писателя Владимира Крупина каким-то странным, магическим образом подействовали на меня, породили желание ближе узнать иеромонаха Романа. Отправиться к нему в Псковскую область, найти и побеседовать возможности не нашлось. Но ничто не помешало мне отыскать в Интернете биографию иеромонаха и, главное, познакомиться с его творчеством.
Вот тут-то и задалась я очень важными для меня вопросами. Найдутся ли среди нас люди, готовые ради высшей идеи пожертвовать своими благами, карьерой, общением с близкими и друзьями, сытой жизнью? Многие ли могут быть послушными и смиренными? И нужно ли это вообще? Речь пойдет о монашестве.
В идеале монах не имеет своей воли, мыслей, планов, инициативы, имущества. Каждый его шаг согласован с духовным начальством, все движения его души известны. Тотальный контроль и зависимость. Неудобства, страдания. А что взамен? Спасение души, харчи и скромное жилье?
Монашество – это призвание, это жизненный подвиг. Такой жизни надо еще захотеть. Загореться желанием страдать ради будущих небесных наград. Страдать… Что за психология такая странная?
Ради чего страдать, ради того, что нельзя и пощупать, и увидеть? Горячая вера толкает на это. И примеров этого в истории среди святых православной церкви сколько угодно. А вот в жизни… Днем с огнем не сыщешь.
Верующие, конечно, есть, но и те тепло-хладные. Александр Матюшин, ныне иеромонах Роман, – исключение из общего правила. Поэт, член Союза писателей РФ, учитель музыки в школе, Александр Матюшин пришел к Богу еще в советский, атеистический период.
Семья была простая, уходящая генеалогическими корнями в крестьянство. Мать – сельская учительница. Именно она и посеяла живую веру в сердце сына. Сама Матюшина к старости тоже приняла постриг.
У отца Романа есть стихотворение-посвящение «Памяти матери моей монахини Зосимы».
В 1970-х в жизни Александра Матюшина случается кардинальный поворот. Неожиданно для всех он бросает Калмыцкий государственный университет на последнем курсе, работу, писательскую деятельность, свой дом, родителей, друзей и отправляется по миру.
Поступает он так по словам Спасителя: «Раздай свое имение и следуй за мной».
Осталось мне скитаться по Руси
Без племени, без роду и без звания.
Что же произошло? Разгадку надо опять искать в биографии поэта. Александр Матюшин заболел. Он почувствовал близость смерти, бессмысленность и суетность мирских дел, непреодолимое желание подготовить свою душу к переходу в вечность, собрать «сокровища на Небо».
Такие перевороты в жизни иногда встречаются. Когда к душе человека прикасается благодать и открывается потусторонний мир, он уже не может жить как прежде, бросает все и идет за Спасителем.
Изрекли светила приговор
(Медицина все на свете знает),
Но живу, однако, до сих пор, -
Может быть, земля не принимает.
Поздняя лирика Матюшина богата духовными переживаниями, в некотором смысле она сложна для читателя неподготовленного.
В его стихах-притчах, стихах-исповедях, стихах-воспоминаниях наблюдается переизбыток устаревших церковно-славянских оборотов, неожиданных неологизмов, церковной фразеологии. Но ими поэт пользуется мастерски.
Образ смерти присутствует чуть ли не в каждом третьем стихотворении. Но монаху подобает думать о последней минуте своей жизни (по словам христианского мыслителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти»).
Ублажаю тебя, сотаиница Смерть,
Ублажаю живыми устами.
Священнослужители вспоминают, как жил Матюшин до пострига. Кроме церковных послушаний, он обременял себя ношением тяжестей, не спал ночами, перед алтарем читая псалтирь. Не имел своего угла, куска хлеба. Жил, где приютят. В домах священников, прихожан, в монастырях. Не роптал.
Я молю Тебя безропотной мольбою.
В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печорском монастыре, служил в приходах в поселке Кярова, городе Каменце. А в Киево-Печерской лавре принял схиму. Какие уж там разногласия получились между Матюшиным и насельниками монастыря – неведомо. Может быть, их и вовсе не было, а была одна лишь скрытая зависть к духовным успехам, что в монастыре не редкость, как и предательство. Остались от этого периода загадочные строки:
И лукавых старцев лицезреть
Во святых обителях случалось.
В 1994-м тяжело больного иеромонаха Романа благословили поселиться в лесу, в заброшенной, мертвой деревне Ветрово с полуразрушенными домами. Люди ушли в ближайшее поселение Боровик. А дома остались. Гиблое место. Окружено лесом, болотом. Вокруг волки и медведи. Прославилось местечко тем, что там утонул некий подвижник Досифей.
Но иеромонах Роман, слава Богу, оказался крепким орешком – в болоте не утонул, волки его не съели, зима не заморозила, голод и болезни не одолели.
Приспособился. Бог не бросил. Паломники не дали умереть. Да, духовный отец с острова Залит, ныне покойный, протоиерей Николай Гурьянов, благословил меценатов привести скит в порядок, построить там церковь.
За годы жизни в скиту таинственная болезнь иеромонаха Романа прогрессировала. Последствиями ее стали полная глухота и немота, которую «в миру» спутали с подвигом молчания. От глухоты и немоты иеромонах чудом исцелился через восемь лет страданий.
Как холодно! И нечего надеть.
Пронизывают ветры – не укрыться.
И впереди – неужто только смерть
И эти злые неземные лица?
Есть документальный фильм «Русь еще жива» режиссера В. Матвеевой, посвященный автору духовных песнопений иеромонаху Роману.
Фильм получил главную премию в номинации «Лучший сценарий» кинофестиваля «Радонеж» в 2012 году и приз за лучшую операторскую работу Пятого фестиваля «Соль Земли».
Там хорошо показан скит иеромонаха. Но не тот, полуразрушенный, где приходилось выживать больному человеку, а современный, благоустроенный меценатами.
Лирика середины 1990-х наполнена обидой, размышлениями над предательством, желанием выжить, светлыми воспоминаниями детства, утешительными строками Евангелия, любовью к Богу, который покрывает лихолетья Высшей милостью, не предает и не бросает своих чад.
Не осуждай, покрой мои увечья,
Больную птицу не брани за то,
Что не стремится с братией далече,
А смотрит на летящих из кустов.
Она и так наказана довольно:
Не зреть ей ныне теплой стороны.
С одним крылом, в отшельстве поневоле,
Ей только б выжить, выжить до весны.
Внешние обстоятельства иеромонах принял как волю Божью, смирился. Но это совершенно не значит, что он святой. В его поэзии можно найти строки раздражения, нетерпения, обид, слабости:
Соловьи, замолчите на миг,
Что свистеть до утра без конца?
Психология утверждает, что счастливое, радостное детство дает взрослому человеку силы преодолевать трудности, терпеть беды, не поддаваться депрессиям, выходить победителем.
Матюшин часто рисует в своей лирике образ отчего дома:
А первый дом согреет и отправит,
Мать перекрестит с отчего крыльца.
А дом казенный болью напитает.
А в третьем – коридоры без конца.
Поэзия в устах монаха, да еще и в сопровождении гитары, вызывала в православном мире сильное смущение и порицание, пока творчество Матюшина не поддержал весь мир. Талант – это не грех. Он от Бога.
Да, иеромонах Роман живет вдали от цивилизации, но его творчество стало знаменитым. Один из первых его сборников стихов «Русский куколь» был напечатан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Всего было издано около двадцати поэтических сборников. Сделаны аудиозаписи.
Его песни поют многие известные исполнители: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Елена Ваенга, Максим Трошин, Кубанский казачий хор. Лирика иеромонаха хранится в Институте русской литературы Академии наук России.
Матюшину вручили Всероссийскую православную премию Святого благоверного князя Александра Невского 2011 года «За вклад в русскую поэзию» в Санкт-Петербурге, когда иеромонах совершил паломничество в лавру в 2012 году.
Сейчас ему 48. Он здоров, слава Богу, и путешествует по святым местам, общается с людьми. К нему не зарастает народная тропа. Весной ее размывает слякоть, зимой запорашивает снег и утаптывают пугающие волчьи следы.
Без проводника не обойтись, но писатели, артисты, музыканты, почтальоны, технические работники, просто паломники ничего не боятся, идут и идут к нему за душевным теплом, за мудрым советом.
Люди пишут ему письма, потому что знают – он-то точно пожалеет. И иеромонах зажигает сердца людей пламенем веры, которой всем нам так не хватает.

 

Светлана ФАТЬЯНОВА,
 специально для «Открытой»
Кисловодск

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях