Поиск на сайте

К дискуссии о результатах эксперимента в школьном образовании общественность Ставрополья оказалась не готова  

 

На днях Минобразования РФ подвело статистические итоги эксперимента, начатого в апреле прошлого года, по внедрению в средних и начальных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Были проанализированы результаты «добровольного выбора» родителями между предметами, предложенными для изучения.
В эксперименте участвовали почти 238 тысяч детей из 19 российских регионов. «Основы светской этики» выбрали 44,1% семей, «Основы православной культуры» - 27,8%, «Основы мировых религиозных культур» - 17,1%, «Основы исламской культуры» - 10,3%. Основы буддийской и основы иудейской культур предпочли менее одного процента подопытных.
Подсчет голосов обнаружил весьма занимательную картину. Самым «светским» регионом оказалась Пензенская область - там курс светской этики предпочли 100% семей. Почти столь же «светскими» оказались Свердловская и Псковская области. 
Но если в Красноярском крае «Основы православной культуры» выбрали 19,1% родителей, то на Ставрополье православие изучали 68% школьников. Результаты по Чечне еще более занимательные: 99,6% участников эксперимента захотели познать «Основы исламской культуры». 
Цифры вызвали живой интерес журналистов радиостанции «Эхо Москвы», в частности, попытавшихся разобраться, почему Ставрополье и Чечня оказались по разным конфессиональным полюсам. 
Свое мнение на этот счет высказал и главный редактор медиаканала Алексей Венедиктов: «… в Ставропольском крае под боком Кавказ и Чечня. И там, где, на мой взгляд, происходит столкновение культур, наблюдается радикализация выбора родителей». 
В этом же ключе на сайте «Эха» отреагировали и блоггеры: «В относительно спокойных регионах нет нужды объединяться по религиозному признаку против кого-либо, там преобладает здоровое любопытство и образовательный подход».
Между тем стоит напомнить, что, по данным предварительного опроса родителей ставропольских школьников, проведенного в октябре 2009 года, большинство выбрали курс светской этики. Но уже месяц спустя, после проработки мам и пап на школьных собраниях, на первое место по опросам выбились «Основы православной культуры». В краевом правительстве это обстоятельство объяснили так: поначалу, мол, исходили из возможностей школ, но потом полное право предоставили родителям. И никакого-де давления.
Однако накануне своего визита в Ставрополь в марте прошлого года для презентации учебника по основам православной культуры его автор, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, в своем блоге оставил запись: «Родителям не давали право выбора, их мнением манипулировали, понуждая к выбору, выгодному администрации школы… В Ставрополе сначала 60% было заявлено в качестве сторонников светской этики и лишь 20% - как желающих знакомиться с основами православной культуры, а при повторном голосовании получилось ровно наоборот».
Получается, что версия, озвученная на «Эхе Москвы», несостоятельна. По крайней мере, об эксперименте на Ставрополье, где против воли родителей детям навязали «Основы православной культуры».
Несмотря на подобные недоразумения, предложенный эксперимент Кураев в целом оценил позитивно. Главную его цель протодиакон сформулировал так: «Вложить в головы детей нечто другое, чем несет MTV. Воспитать в них навыки нравственного самоанализа». 
Кроме того, пояснил Кураев, у эксперимента имеется и политическая цель - уберечь детей из исламских семей от влияния радикальных течений, заложить камень в фундамент большого проекта «русского ислама», конечная цель которого - отделить российские исламские центры от заграничных со своими установками и задачами. Не секрет, что в начале 90-х российские ДУМы активно направляли молодежь на Ближний Восток для получения религиозного образования, но вместо гуманистов-теологов Россия получила воинствующих атеистов.
Если эксперимент удастся, уже с 2012 года новый курс станет постоянным. Однако, как прошел эксперимент, не слышно ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
Независимые эксперты в свое время предупреждали, что в светской школе выбор основ религии по конфессиональному признаку - это путь к разобщению. Классы начнут делить, а потом неокрепшие детские умы породят споры о том, чья вера лучше... 
В восточных районах Ставрополья, где накалены межнациональные отношения, миграционные потоки неконтролируемы, а молодежь сбивается в группы по этническому признаку, деление классов заведомо не обещало ничего хорошего.
Оправдались ли эти опасения, чиновники, священнослужители, педагоги, родители не говорят. Хранят молчание они и по любому другому поводу, связанному с новшеством. Такое ощущение, что это их не касается.  
Так все-таки удался ли в крае эксперимент? Какой позитив привнес в школы новый курс, может быть, сплотил детей, раскрыл их возможности, заложил зерно доброго и вечного?.. Как относиться к тому, что два соседних региона - Чечня и Ставрополье - замкнулись в своей конфессиональной скорлупе, не проявив взаимного интереса?
Но тут, видимо, уже не до дискуссий. Не стоит забывать, что решение об эксперименте было принято на уровне президента.

Олег ПАРФЁНОВ

 

СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ18 сентября 2011, 23:52
 
 
 
 

И это здорово! Это значит, что и у МУСУЛЬМАН, И У ХРИСТИАН мерило - С О В Е С Т Ь ! Каждый этнос выбирает свой путь общения со Всевышним! А вот господин Венедиктов должен уже быть сведущ, что "под боками" ничего нет, кроме России! И "взгляд" его, действительно, ошибочный - НА СТАВРОПОЛЬЕ идёт процесс становления многонациональной культуры, а не "столкновение культур".

Слава18 сентября 2011, 16:45
 
 
 
 

С кем вы деятели культуры и властители душ ? Лучше в Грозном пропагандируйте светскую этику - там ведь 99,6 %, а не останавливайте русских в выборе православия!!!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях