Поиск на сайте

 

Совет премьер-министра Медведева нищим учителям «уходить в бизнес» продолжает вызывать бурное возмущение и дискуссии в образовательной среде

За тысячелетия человечество выработало достаточно эффективные механизмы определения социальных приоритетов. Это в первую очередь само государство с его институтами, право как инструмент, наконец, высшие государственные чиновники, реализующие политику.

Отслеживать изменение нормативно-правовой базы даже на уровне федеральных законов рядовому российскому обывателю в суете повседневности невозможно. Поэтому граждане с повышенным интересом следят и живо обсуждают, что говорят президент, премьер, федеральные министры.

Из докладов, речей, высказываний и реплик народ пытается уловить суть государственной политики в той или иной сфере, а с этим и увидеть свет в конце тоннеля.

Третьего августа на форуме «Теория смысла» Дмитрий Медведев прокомментировал зарплату учителя в 10-15 тысяч рублей в свойственной ему ироничной манере: «...если хочется деньги зарабатывать, для этого есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

Сразу вспоминается характеристика одного из героев классика русской литературы Гоголя: «Легкость в мыслях необыкновенная».

Но главная мысль, промелькнувшая в словесном опусе премьера, на мой взгляд, такая: сами, мол, виноваты, чего вообще в школу полезли, государство в вашей бедности не виновато!.. Кроме того, реплика Медведева не выглядит случайной, она четко обозначает позицию премьера на проблему образования.

Конечно, Медведев мог бы предложить лучшим учителям перейти на работу в правительство, где меньше 100 тысяч рублей не получают, а министры так и вовсе миллионеры. Но, как мы понимаем, это не является государственным подходом. Страна уже давно поделилась на элиту и всех остальных.

От озвученного премьером предложения 1,2 миллиона российских учителей вздрогнули и окончательно поняли: надеяться надо только на себя и на свой огород. Средний возраст педагогов по стране - от 41 до 50 лет, а за 1,5 ставки идет жестокая борьба. Их потолок - духи «Ландыш серебристый», а провожать на пенсию будут их в том же платье, в котором они дали свой первый урок.

Бывшие министры образования и науки Фурсенко и Ливанов в последние десятилетия проводили в жизнь откровенную политику закрытия педагогических вузов. Как государственные мужи, они радели за экономию средств. Чего, мол, попросту тратить деньги, когда в школу по специальности идут работать только пять процентов выпускников пединститутов?

Во-первых, цифра эта лукавая. Например, за последние десять лет около двух третей выпускников Ставропольского государственного педагогического института работают в школе.

Во-вторых, мы сталкиваемся с изощренной логикой. Выпускники педагогических вузов не потому не работают по специальности, что они разочаровались в ней, а потому, что специальность не позволяет нормально питаться и достойно выглядеть, покупать книги, методическую литературу, повышать квалификацию и многое другое, необходимое для профессионального роста.

Министр образования и науки РФ находится в особой юрисдикции: он руководит подготовкой кадров высшей квалификации для всех отраслей. Например, выпускники строительного института, прощаясь с вузом, расстаются и с министром образования, переходя в подчинение к министру строительства. А выпускники педвузов, закрывая двери родного института, продолжают оставаться в подчинении министра образования - ведь именно он является их работодателем и обязан обеспечивать приемлемые условия труда молодых учителей в школах.

Таким образом, упрекая молодых учителей в нежелании работать по специальности, Фурсенко и Ливанов расписались в собственной некомпетентности, непрофессионализме и отсутствии политической воли. Иными словами, чиновники от образования пытаются поставить телегу впереди лошади. Особо хочу обратить внимание вот на что: ликвидация педагогического образования - это не самоуправство чиновников, это и есть реализация государственной политики последнего времени.

Есть надежда, что новый профильный министр Ольга Васильева постарается исправить ситуацию. Удастся ли?

Еще в ноябре 2008 года, будучи президентом, Дмитрий Медведев в ответ на тревогу граждан по поводу массового закрытия педагогических вузов вышел с предложением: допускать в школу в качестве учителей всех, кто имеет высшее образование.

Особая надежда, по всей видимости, возлагалась на невостребованных лейтенантов военных училищ, которые массово закрывали. Но это просто уму непостижимо!

Почти сразу после своего «ляпа» 3 августа на совещании перед телекамерами премьер постарался убедить россиян, что он очень озабочен бедственным положением народа, особенно пенсионеров. С металлом в голосе он сказал, что убежден в необходимости улучшить материальное положение граждан, и будет настаивать на единовременной компенсации инфляции в размере 5 тысяч рублей каждому.

Браво! Вот это уровень, вот это масштабы! Поделим эту фантастическую сумму на 12 месяцев, затем на текущий курс евро к рублю и получим 5,7 евро в месяц. В странах Европы это стоимость тарелки жидкого супа в дешевом кафе. По тарелке на брата. Но каждый месяц!

Можете ли вы, уважаемый читатель, назвать хотя бы одну нацию или этнос, находящиеся на разных этапах своего развития, которые бы обходились без учителей, наставников, воспитателей? Первые из них, конечно, мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры. Это закон социального прогресса рода человеческого. Обучать свое потомство, воспитывать своих и чужих детей, молодое поколение в целом - основной закон природы и человеческого бытия. Отстраниться от этого, пустить на самотек - равно самоубийству любого народа.

Унизить учителя, который стоит как профессионал во главе этого процесса, посвятившего свою жизнь благородному делу обучения и воспитания детей, - значит сознательно обречь нацию на погибель. Опуская российское учительство на низкие ступени социальной лестницы предложением сменить профессиональную деятельность, мы отказываемся от своих детей и бросаем их на произвол судьбы.

А дети быстро становятся взрослыми и превращаются либо в цивилизованную, высококультурную нацию, либо в тупую, агрессивную, человеконенавистническую толпу, несущую много бед на долгие десятилетия.

Евгений ПОНОМАРЁВ,
заведующий кафедрой истории и права
Ставропольского государственного педагогического института
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий