Поиск на сайте

Смягчить последствия переходного возраста родители могут, с малых лет приучая ребенка думать своей головой.

Комментарий специалиста

Ведь взрослеющим детям свойственно желание выделиться и, стремясь громче заявить миру о себе, подростки идут на провокации

Зеленые волосы, черная помада, выбритые затылки - подобные «элементы стиля» являются нормой для подростков. Проявление протеста, и в поведении, и во внешних провокациях, - особенность возраста.

Если пытаться держать «распоясавшееся» чадо в узде, протест может только усилиться. С другой стороны, если относиться к эпатажным  экспериментам попустительски, эффект может быть точно таким же. Подросток, делая вывод, что родители безразличны к нему, начнет усугублять провокацию, чтобы обратить на себя внимание.

Выход? В семье должны быть установлены правила поведения, причем не только для ребенка, но и для мамы с папой. И устанавливать их нужно, не когда дочке (сыночку) стукнет 13, а в идеале, еще до их появления на свет.

Второй момент, о котором нужно знать: в подростковом возрасте важно, с одной стороны, выделиться, быть не таким, как все, а с другой - быть таким, как твои сверстники. Поэтому если, к примеру, в авторитетной для девочки-подростка группе у всех будут синие челки на пол-лица, то она, скорее всего, сделает себе такую же.

И мнение родителей по этому поводу «Мальвину» будет интересовать меньше всего.  В подростковом возрасте родители, учителя отходят на второй, третий, а то и 50-й план. К своему «падению» в глазах ребенка нужно относиться спокойно - это тоже норма возраста.

Подросток ищет себя. Он может понимать: «Какой я? Правильный-неправильный, нормальный-ненормальный?» - только общаясь с такими же, как он, то есть с другими подростками. Находя отражение в своих друзьях, новых авторитетах, копируя их, он может понять что-то важное про самого себя.

Родители могут формировать более благоприятные условия для ребенка, но опять же - задолго до того, как он вступит в сложный этап между детством и взрослостью. Нужно заранее позаботиться о разнообразии групп, в которых растет ребенок. Например, это могут быть различные секции - спортивные, творческие, туристические.

А самое важное, что родитель может дать ребенку, что станет лучшей защитой от неприятных ситуаций и опасных экспериментов, - это умение думать своей головой.

Если у подростка развита такая черта, как конформизм, то есть пассивное принятие чужих стандартов поведения, то он, скорее всего, будет склонен не просто общаться в группе, а подстраиваться под нее - внешне и по убеждениям. Неумение противостоять давлению извне формируется в семье, когда родители с малых лет внушают ребенку: «слушайся и не спрашивай почему», «как сказали, так и делай». И человек привыкает делать, как сказали.

Если в дошкольные и младшие школьные годы авторитетами, которых надо слушаться, являются родители, бабушки, дедушки, учителя, то в подростковом возрасте их место занимают сверстники. Подросток жаждет их принятия и понимания, и, если в родительской семье он привык не думая выполнять чужие команды, то так же он будет себя вести в «семье» сверстников.

Поэтому ребенка нужно учить думать самостоятельно до того, как он вступит в подростковый возраст. Делать это можно, задавая вопросы. Не «почему ты так поступил?», а «зачем, для чего, чего ты хотел добиться? Как ты думал, к чему это приведет? Понимал, что все может пойти по-другому? А как мог догадаться о плохих последствиях?».

И не расстреливать ребенка вопросами, а спокойно обсуждать с ним даже неприятные ситуации. Тогда он будет учиться понимать себя. Тогда между импульсом и действием у него начнет появляться мысль: «Зачем я это делаю? Какая моя цель?».

И, возможно, в 15 лет по дороге в тату-салон он подумает: «Может, чтобы выделиться, мне нужно не розу над ухом выбить, а сделать что-то другое?»

Марина ГОГУЕВА,
кандидат психологических наук,
психолог высшей категории

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях