Поиск на сайте

Кто и как формирует в крае информационную политику?

 

На днях официальная правительственная газета «Ставропольская правда» сообщила, что краевой Комитет по информационной политике и массовым коммуникациям ступил на путь некой «большой реорганизации». Но поскольку никаких документов на этот счет нет, белодомовские кабинеты полнятся слухами, будто ведомство могут разогнать... за ненадобностью.

 

Безумно далеки они от народа
Казалось бы, зачем реформировать комитет, созданный всего-то полтора года назад? Этот вопрос мы адресовали нескольким высокопоставленным чиновникам Белого дома, но те в один голос заверили: мол, про реорганизацию знает только губернатор, но деталей не раскрывает.
Сразу после вступления в должность Гаевский обозначил три приоритета краевой информационной политики. Во-первых, сделать работу чиновников максимально прозрачной для населения. Во-вторых, повысить доверие граждан к власти. И в-третьих, активно заниматься формированием позитивного имиджа края.
Пример успешного взаимодействия власти и прессы подает чиновникам сам губернатор, навещая редакции избранных ставропольских газет. Как-то раз проезжал мимо и решил заглянуть к ребятам на чашечку чая. Этакий образчик либерального управленца, свой среди своих. 
Кого из журналистов главный чиновник края осчастливил своим «хождением в народ», догадаться нетрудно: дружбу губернатор водит с теми, кто не рискует его критиковать. «Открытая» в свойский пул не попала – принципы дороже.
Тезис о близости власти к населению губернатор воплощает в жизнь и иными способами. Год назад, например, чутко среагировал на совет президента подчиненным активнее использовать возможности Интернета и в пожарном порядке обзавелся на своем официальном сайте видеоблогом.
Впрочем, само название «видеоблог» к детищу губернаторской пресс-службы едва ли подходит: это подборка скучных роликов с чугунными названиями вроде «2009 – Год молодежи» или «Урожай-2009». За год набралось целых семь обращений. И ни одного комментария: отзывы к губернаторским спичам на сайте не появляются.
«Я считаю для себя важным диалог с молодой, социально активной интернет-аудиторией. И постараюсь использовать новые технологии для нашего с вами общения», – говорит губернатор в своем первом видеообращении. Однако при просмотре создается впечатление, что Гаевский вошел в контакт не с современными и активными интернет-пользователями, а с партхоз-активом брежневских времен.

 

Можно доверять, но лучше проверять
В принятой полтора года назад краевой Стратегии развития информационной среды одной из целей значится: «Органы власти должны стать социальным, информационным партнером СМИ… сообща обсуждать социальные приоритеты и ценности культуры». Сказано красиво, только от реальности далеко. 
При Гаевском в крае внедрили новинку под названием «брифинговая площадка» – раз в месяц один из высокопоставленных белодомовских чиновников отвечает на вопросы журналистов. Дело, конечно, хорошее, если бы не одно «но»… Эти «площадки», по сути, стали единственной возможностью для журналистов получить информацию о деятельности правительства. 
Можно и не мечтать о том, чтобы оперативно взять комментарий у министра. Да что там министр, у рядового начальника отдела слово не вытянешь - обитатели Белого дома вечно заняты, все в делах и заботах. 
Обращения в пресс-службу губернатора по разным вопросам тоже наталкиваются на бюрократический бетонный блок: «Пишите официальный запрос, рассмотрим». Зато там каждодневно производят ворох оптимистичных релизов, которым предлагают верить безоговорочно. Можно доверять, но лучше – проверять. 
Пару месяцев назад белодомовская пресс-служба со ссылкой на рейтинг московского агентства «Эксперт» сообщила, что «антикризисные меры на Ставрополье признаны успешными». Весть подхватила местная пресса, сея по краю оптимизм. Но вскоре оказалось, что Белый дом выдал желаемое за действительное: как растолковали на страницах «Открытой» сами авторы рейтинга, они вообще не оценивали антикризисные меры региональных властей. 
Летом прошлого года краевые министры собирали пресс-конференции, чтобы поговорить об итогах полугодия. «Открытую» не пригласили. Ответственные за министерский пиар чиновники без тени смущения «объясняли»: дескать, не смогли дозвониться до редакции... Лишь сотрудник одной пресс-службы, набравшись смелости, признался: инициатива игнорировать «Открытую» исходила из ближайшего окружения губернатора. Да кто, собственно, не знает его устоявшейся практики: голову в песок - и нет проблемы! Ничего не замечаешь -  и голова не болит.
А вообще, знают ли в краевом правительстве, что с января в стране действует федеральный закон об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти? Он, в частности, обязывает каждую чиновную структуру иметь собственный интернет-сайт с полным набором обновляемых нормативных актов, условиями и итогами тендеров, показателями работы, результатами расходования бюджетных средств…
Но какая может быть культура интернет-общения, если страничкой в Интернете не обзавелось даже Министерство культуры, а с ним еще ряд краевых структур и районных администраций!
Иным ведомствам сайты скорее нужны для отвода глаз. Даже у профильного информационного комитета (который по определению должен являться законодателем мод в этой сфере) данные на официальном сайте безнадежно устарели, а некоторые странички сияют девственной чистотой (якобы «в стадии наполнения»).

 

Моя хата с краю… А что я знаю?
Интересную статистику по числу командировок больших белодомов-ских чиновников в районы края озвучили на недавнем заседании Совета по информационной политике. Дело в том, что за каждым членом правительства закреплена определенная территория, куда он обязан регулярно наведываться и лично «повышать доверие населения к власти».
Так вот, выяснилось, что меньше всего поселений в прошлом году объехал главный председатель комитета по информационной политике Сергей Шак. Впрочем, всерьез к рейтингу относиться тоже не стоит: как следует из официальных источников, чиновники зачастую ездят не в закрепленные территории, а куда им захочется.
Пару недель назад Сергей Шак тихо, без лишнего шуму покинул пост руководителя комитета. Почему краевое информационное ведомство обезглавили в самый разгар заявленной «реорганизации»? Вопрос этот мы адресовали и.о. председателя комитета Игорю Бабкину, который как на духу признался: ведомство работает в штатном режиме, а сам он ни про какую «реорганизацию» и слыхом не слыхивал.
Право, странно, все-таки Игорь Олегович – специалист в своей сфере более чем осведомленный. Даже входит в состав консультативного органа при губернаторе – Совета по информационной политике – и на недавнем его заседании выступил с докладом «Об основных направлениях работы Совета на 2010 год». Возникает ощущение, будто информационный комитет и совет существуют на разных планетах. 
Но ведь что-то же они делают! Вон, советы собирают, концепции презентуют, стратегии обозначают... 
Почему же тогда пустуют министерские сайты, падают тиражи ставропольских газет, не видно новых передач на телевидении? 
Почему разорены типографии и издательства, которые могли бы печатать красочные книги о курортных прелестях Кавминвод? 
Почему полным провалом обернулись попытки краевых чиновников обуздать аппетиты почты, дерущей с редакций за доставку газет три шкуры? 
Почему краевые власти безучастно взирают на монополизацию рынка интернет-услуг: ведь тарифы на сетевой доступ на Ставрополье одни из самых высоких на Юге, что ощутимо тормозит развитие всей информационной сферы?..

 

Остров безудержных фантазий
Не впечатляют и результаты на главном фронте информационного поля – формирования позитивного имиджа края. Хотя работа в этом направлении ведется напористо и порой агрессивно. 
В апреле прошлого года правительство утвердило Концепцию информационного продвижения конкурентных преимуществ края. В преамбуле документа его авторы сетуют, что федеральные СМИ слишком мало рассказывают о Ставрополье, да и то большей частью в скандальных интонациях. А имидж во что бы то ни стало требует позитива. 
Но чиновники, похоже, вообще не представляют, как, например, сделать, чтобы в глазах инвесторов Ставрополье выглядело регионом стабильного экономического развития, а для туристов – безопасным и привлекательным курортом.
Из полусотни мероприятий, предусмотренных Концепцией на прошлый год, большинство так и остались фантазиями. Не видно усилий по созданию краевого издательского дома, который ежегодно должен печатать миллионы красочных фотоальбомов, буклетов, проспектов, презентационных календарей, каталогов экспортных предложений. Не заработала геоинформационная база туризма Кавминвод, не разработаны рекламные ролики края для федеральных телеканалов, не придуманы логотип и слоган Ставрополья…
Зато внушительные белодомовские делегации неутомимо колесят по зарубежным инвестиционным выставкам – то в Канны нагрянут, то в Берлин. Как показывает практика, эффект от этих развлекательных турне местных VIPов практически нулевой.

 

Схема дружного «одобрям-с»
Губернатор, побывавший в Москве на заседании Госсовета, где обсуждалось развитие политической системы страны, в своем фирменном стиле искусственного оптимизма так охарактеризовал общественную атмосферу на подведомственной ему территории: «Политические партии, общественность, пресса бурлят. Потому что реализуемые идеи даже смелее, чем мечталось иным оппозиционерам». 
Что ни слово – то вопрос. Какие политические партии? Какая общественность? Какая пресса? Как «бурлят»? О чем «бурлят»? Где Гаевский увидел «оппозицию»? На какие «смелые» идеи – свои и своей команды – намекает? Ни первого, ни третьего, ни десятого под лупой не увидишь. 
 В древние времена гонцам, приносящим дурные вести, рубили головы. В нынешних ставропольских реалиях эта традиция приобрела цивилизованные формы, не потеряв, однако, варварской сути. Людей, пытающихся донести до «верхов» свою тревогу о набирающих в крае силу негативных процессах, сживают со свету, травят доносами, лишают работы. Зато их преследователей краевая власть демонстративно опекает, оберегает, двигает по карьерной лестнице.
Похоже, Белый дом считает себя самодостаточным и неподконтрольным обществу, ибо позволяет себе открыто плевать на мнение не только простого народа, но и депутатов. Ярчайшей тому иллюстрацией может служить ситуация в Буденновске.
Как уже не раз писала «Открытая», сегодня эта территория – предмет особого вожделения группы лиц, кровно заинтересованных в строительстве здесь новых химических производств, чрезвычайно опасных для экологии всей восточной зоны края. И вот, чтобы пробить эту выгодную для узкого круга лиц «идею» в Белом доме, инициировали другой процесс – объединение Буденновска и района.
Пробивают объединение нахрапом, абсолютно не считаясь с мнением буденновцев. Городские депутаты с горечью рассказывали «Открытой», как пытались однажды почти полным составом попасть на прием к Гаевскому с горячими проблемами территории. Прождали губернатора целый день, однако он их так и не принял, даже не извинившись.
В конце прошлого года губернатор с приближенными приехал в Буденновск на встречу с «активом». Чтобы в зал не проник ни один вольнодумец и не испортил придуманную дворцовыми имиджмейкерами схему дружного «одобрям-с», отбирали «актив» тщательно, пропуская каждую кандидатуру через мелкое сито. Речи выступавших и даже «вопросы с мест» предварительно цензурировались. Причем озвучивали их в полупустом зале, две трети сидений которого организаторы встречи заблаговременно опутали скотчем (видимо, чтобы шалый народ не ломанулся задавать Гаевскому неудобные вопросы).
Однако без казусов не обошлось. Один уважаемый человек, председатель городского Совета ветеранов (который был записан в официальных документах как председатель инициативной группы жителей Буденновска, выступающей за объединение города и района), решился на вопрос, не предусмотренный сценарием этого шоу. Обращаясь к президиуму, ветеран простодушно спросил: а зачем вообще вся эта возня с объединением, не пойдет ли она во вред рядовым гражданам?!
Вопрос старика (которого ради повышения престижа этого спектакля возвели в ранг председателя инициативной группы) вмиг разрушил задуманную благость. Но и тут режиссеры – творцы краевого оптимизма – сделали вид, будто все в порядке. 
Пропустить мимо ушей, не заметить, отвернуться – и нет проблемы. Вот это по-ихнему! Ведь они хозяева в крае. И потому для них главное, чтобы за пределы Ставрополья не ушел никакой негатив. А если вдруг и уйдет, то надо немедленно его нейтрализовать, дабы сохранить имидж.
Недавно «Известия» опубликовали разгромное журналистское расследование о рейдерской атаке на всемирно известный Кисловодский курортный парк. Раньше об этом  многократно писала «Открытая» - ну и пусть себе пишет! А вот когда о разгуле коррупции  в этой конкретной ситуации рассказали федеральные СМИ, белодомовские имиджмейкеры навострили перья. В этом же номере на соседней газетной полосе был размещен увесистый «отчетный» материал о том, как ставропольское правительство успешно борется... с рейдерами. 
Забавно читать эти взаимоисключающие статьи, из которых «позитивная» читается как проба пера неумелых пиарщиков. Других в губернаторской команде нет.

 

Чайный сервис для лояльных
Порой как-то неловко становится за несоответствие реальности и тех оптимистических цифр, которыми сыплет губернатор на всех уровнях, - этакий убаюкивающий миф, будто кризис Ставрополья не коснулся. Видно, этот показной оптимизм – тоже часть информационной стратегии. 
Но кого и как убеждают чиновники, что жизнь народа стала лучше и краше, чем у соседей? Народ-то не слеп, и с головой у людей все в порядке!
Куда, например, спрятать тот факт, что авиабилеты на Ставрополье втрое дороже, чем в Краснодаре - уже никакие газетные статьи и столичные пресс-конференции не способны за-влечь в край туристов и инвесторов. Минсельхоз края неустанно твердит о поддержке местного производителя, а полки магазинов забиты продуктами из соседних регионов. Кто ж после этого поверит, что Ставрополье - мощный аграрный регион?!
Однако обитатели верхних этажей Белого дома, видимо, всерьез полагают, что хронические проблемы никак не пересекаются с имиджем края. Ведь куда проще заглянуть на чашечку чая в редакцию газеты, навсегда заручившись ее дружеской лояльностью, и отгреметь на ее страницах панегириками о непревзойденной открытости и демократичности.

 

Олег ПАРФЕНОВ, 
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях