Поиск на сайте

Почему краевому центру невероятно тесно в существующих границах и что с этим делать

 

Давно в администрации Ставрополя не случалось кадровых скандалов, которые бы вызывали столько позитивных эмоций среди горожан. Градостроительный и земельный произвол, развернувшийся лет десять тому назад, стал главным источником для возмущения и негодования граждан. Одиозные и откровенно продажные чиновники, стоящие у руля стратегических направлений, так высоко вознеслись над городом, что со своего Олимпа им не было никакого дела до простых смертных. В результате Ставрополь лишился многих перспектив, задыхаясь в автомобильных пробках и тесных дворах многоэтажек. 
Факт публичного кадрового разбора в мэрии пока что единичный. В то же время он уже наглядно продемонстрировал последовательность курса на открытость и профессионализм, который взял и.о. сити-менеджера Андрей ДЖАТДОЕВ.

 

– Андрей Хасанович, отставка Расходова поразила своей неожиданностью. Это было эмоциональное решение? 
– Эмоции меня, конечно, переполняли, но они результат долгого терпения. Вместо того чтобы четко исполнить мое поручение, не такое уж сложное, мне попытались подсунуть «документ», из которого вообще ничего понять невозможно! Одно из двух: либо это откровенный саботаж, либо у Юрия Расходова нет ни малейшего понимания, куда движется город, каким он должен быть завтра. 
– Много в городе осталось свободной земли, еще не розданной под рестораны, бутики, развлечения?
– В списке, что мне подготовили в управлении архитектуры, около двадцати участков, но этого катастрофически мало. К тому же по многим участкам у меня возникли вопросы. Если сегодня город не зарезервирует за собой земли под социальные нужды, завтра мы сильно рискуем вообще остаться у разбитого корыта. Земельная и градостроительная тема для города самая больная.
На своем посту я по-настоящему понял, как тяжело развиваться Ставрополю, который оказался в плотном кольце частной застройки. Не всегда удается находить понимание с бизнесом, многие его представители используют самые изощренные схемы, чтобы отбить землю, полученную явно незаконно. 
– Наверное, мэрия по уши потонула в судах?
– Другого способа вернуть в собственность муниципалитета земельные участки у нас нет. Взять хотя бы ситуацию по улице Машиностроителей, о которой вы не раз писали. Одна компания явно незаконно получила землю и захотела построить оздоровительный комплекс. По нашему иску в суд участок мэрия отбила, но теперь застройщик пошел на очередную хитрость: зарегистрировал дряхлый вагончик в качестве объекта незавершенного строительства, и на этом основании требует вернуть в суде ему участок. 
Таких проблемных точек по городу десятки. И жаль, что некоторые из моих подчиненных не понимают всего масштаба сложности и даже драматичности проблемы: не зарезервировав сегодня участки под социальные объекты, мы лишаем город всяких перспектив гармоничного развития. Более того, не просто не понимают, но еще вставляют палки в колеса, ведут подковерные игры.
- Еще ваши предшественники в мэрии публично признавали, что точечной внутриквартальной застройкой сами же чиновники город обезобразили настолько, что исправить их варварство не хватит и десятилетий…
- В том, что Ставрополь уродуют точечной застройкой, основная вина лежит на городских властях, а точнее, на конкретных нечистых на руку чиновниках. Именно эти сотрудники разрешили дельцам из бизнеса преступить грань разумного и дозволенного. Даже на законно выделенных участках строят так, что волосы дыбом встают – выходят за красную линию, прирезают газоны, под парковки вообще места не остается.
Ой, ребята, если бы вы знали, как иногда хочется проехать по городу на бульдозере! Особенно по Доваторцев, Кулакова, Пирогова. Но это, сами понимаете, не выход. Рулить, пусть и бульдозером, надо по правилам. 
- Земельные споры мэрии с предпринимателями зачастую уходят в суд, объективность которого вызывает немало сомнений. И, тем не менее, удалось ведь отстоять скверы возле «Нептуна» и на перекрестке Кулакова и Доваторцев. Отвоевали Пионерский пруд, где принято решение обустроить детскую зону отдыха. Отменены давние постановления о выделении земли, где были хоть малейшие основания для возвращения участков в муниципальную собственность – по Западному обходу, на Чапаевке. Выходит, ситуацию постепенно все же удается возвращать в правовое русло? 
– Конечно, сдвиги есть, есть и повод для радости. Но дело в том, что это частные победы, достигнутые в ручном режиме. А мне хотелось бы получить от предпринимательского корпуса гарантии ответственного и патриотического отношения к городу. Чтобы прихватывать лес или вклинивать магазин во двор многоэтажки было стыдно. Я хочу, чтобы у бизнеса вернулось уважение к горожанам и власти.
 И сколько на это понадобится времени?
- Год как минимум. Сами понимаете, задача совсем не техническая. 
– Но бизнесмены делают деньги. Что вы можете им предложить взамен, когда в городе практически не осталось свободной земли под коммерческую застройку?
– Более того, «первичный» рынок недвижимости в Ставрополе перегрет. По моим оценкам, в городе пустует не меньше двух тысяч квартир. Люди стали разборчивы и перестали скупать по окраинам все, что дешево. В условиях выбора покупатель приценивается не только к квартире, но еще смотрит, есть ли рядом детский сад, школа, поликлиника.
Итак, что в такой ситуации делать администрации? Во-первых, развивать схемы муниципально-частного партнерства. А во-вторых, услуги, которые мэрия оказывает бизнесу, должны, наконец, стать качественными – любой вопрос должен решаться открыто и быстро. Начинать надо с самых проблемных комитетов – градостроительства и муниципального имущества.
– Так что мешает начать уже сегодня?
- Начало положено с первого дня моего вступления в должность. Но с приставкой «и.о.» я не могу развернуться в полную силу, все равно, что на одной ноге стою. К сожалению, в политике есть много потайных механизмов, которые не позволяют действовать, как того требует ситуация. Полгода я работал на пределе своих возможностей, вникая во все нюансы происходящего, и понял: одному тянуть проблемы города невозможно. Нужна команда профессионалов. И в этом смысле в мэрии не все благополучно.
– Андрей Хасанович, неужто строительный бизнес привык действовать исключительно по темным схемам? 
– Конечно же, нет. Есть порядочные руководители, которые чтут закон и держат слово. Показательная история в этом смысле с участком возле 41-й школы. В свое время там выделили фирме «Юг-мебель» участок под строительство торгового комплекса, компания разработала проект строительства и получила разрешение на вырубку деревьев. 
Но Эдуард Антонян, директор предприятия, от вырубки зеленых насаждений отказался. На этом месте решено разбить сквер. Более того, компания взяла на себя расходы по его обустройству – приведут в порядок старые клены и орехи, посадят новые деревья, разобьют клумбы, установят лавки и урны. 
Есть и другие примеры. Директор «Югстройинвеста» Юрий Иванов в микрорайоне «Олимпийский» два месяца назад за счет компании открыл станцию «Скорой помощи».
– Вы упомянули о муниципально-частном партнерстве – соответствующее постановление два месяца назад было принято гордумой. Оно уже работает?
– Пока нет. Но есть несколько конкурсных проектов, которые мы уже предложили бизнесу. Например, строительство детского садика и поликлиники в 530-м квартале, школы в 204-м квартале. 
– Планируете вводить в городе инвестиционные контракты с застройщиками?
– Безусловно, но надо иметь в виду, что инвестиционные контракты администрация с застройщиком вправе заключать только на освоение муниципальных земель, а их в городе практически не осталось. Фактически Ставрополю развиваться некуда. Остается договариваться с частными землевладельцами о продаже участков под конкретный проект города. А параллельно, чтобы не допустить хаоса и бардака, ужесточать требования к проекту застройки каждого участка.
– Как вы относитесь к идее объединения Ставрополя с Михайловском, о чем много говорил ваш предшественник?
– Фактически это уже одна городская агломерация. Но если речь идет о слиянии в одних административных границах, то мы к этому не готовы: слишком разный уровень развития социальной инфраструктуры. Мы просто не потянем проблемы Михайловска, нам пока и своих забот хватает – социальных, коммунальных. 
– Два года назад в Ставрополе приступили к межеванию городских лесов, а конца этому процессу, кажется, не видно. 
– Не совсем так. Межевание завершено процентов на девяносто, и до конца года этот процесс с постановкой лесов на кадастровый учет мы завершим. Для застройщиков это, как красные флажки – рубить нельзя!
– Тем не менее ряд решений городских властей не вызывает оптимизма у населения. Общественность болезненно восприняла строительство фонтана на Крепостной горе, по инстанциям пошло «Открытое письмо» с требованием остановить стройку.
– Я читал это обращение, все аргументы общественности мне известны. Например, такой: на месте фонтана было захоронение красноармейцев. Мы провели повторную экспертизу совместно с краеведческим музеем, которая подтвердила: захоронений на этом месте уже нет с 30-х годов, а ведь возведенный на этом месте кинотеатр «Родина» точно был с глубоким подвалом.
Скорее всего, людей пугает сам факт строительства: мол, сразу вблизи фонтана появятся кафе, ларьки. Обещаю: я этого не допущу. 
– Аналогичная ситуация с реконструкцией кафе «Элегия» на бульваре Ермолова, против которой был организован митинг.
– Застройщик, напомню, проект изменил – кафе будет одноэтажным и детским. Но я не оставляю надежды, что мне удастся договориться с застройщиком вернуть это место городу и засадить его деревьями. 
– Горячей дискуссией сопровождалось обустройство автомобильной парковки на площади Ленина. Что вы сами думаете по этому поводу?
– Мне до сих пор приходят обращения от возмущенных жителей, что не дает покоя: а вдруг мы поступили неправильно?
Да, Ставрополь достоин большой, просторной центральной площади, где могут гулять мамочки с колясками, кататься на роликах дети. Но есть проблемы перезревшие, давно требующие решения. Ситуация такова, что за последние десять лет количество машин в Ставрополе выросло втрое! Наши узкие улочки просто не могут вместить такое количество транспорта. Пожилые люди, конечно, хотели бы видеть Ставрополь тихим, провинциальным городком, каким он был лет тридцать назад, и я с ними полностью солидарен.
А теперь скажите, надо ли учитывать интересы автомобилистов? Конечно. Да и не только в них дело – оставленные на обочинах в жуткой тесноте машины мешают движению троллейбусов, «скорых», пожарных. А это непосредственно уже касается безопасности горожан. 
– Использование под парковку площади Ленина общей ситуации в центре города не исправит. Есть другие предложения? 
– Нас давно ругают за отсутствие парковок, и правильно делают. Однако вопрос не такой простой. Представьте, что мы нашли инвестора для строительства многоярусной стоянки под Александровской площадью. И тут же появляется круг побочных проблем, например, перенос коммуникаций, что невероятно затратно.
Не уверен также, что обитатели соседних жилых домов готовы глотать пыль, терпеть шум и грохот прямо под своими окнами. Проект настолько сложен, что его реализация может причинить вред близлежащим зданиям.
А теперь вопрос: стоит ли затевать стройку ради трех сотен парковочных мест? Поймите, я не против строительства, но мы обязаны взвесить все «за» и «против»! И моя задача – соблюсти баланс интересов всех сторон.
Таким же спорным является предложение перекрыть центр города для частного автотранспорта. Давайте решать вместе. 
– По поводу совместных решений. В Ставрополе несколько лет уже существует Общественная палата, но не слышно, чтобы чиновники использовали ее потенциал. Что скажете?
– Не хочу никого обижать, но деятельность Общественной палаты сводится практически к активности лишь одного ее председателя. Но и в этом случае я готов рассмотреть его предложения.
Каждый месяц я встречаюсь с активистами Ставрополя, таких человек тридцать-сорок – политики, казаки, священнослужители, представители национальных диаспор. Общаемся откровенно, никаких запретных тем.
– В каком формате вам удобнее работать с общественностью – большим составом за круглым столом или же, разбирая жалобы, один на один? 
– Формат значения не имеет, главное – регулярно встречаться и реагировать на просьбы и жалобы.
Неделю назад я пригласил к себе активистов «Протестного комитета» Любовь Чернову и Татьяну Никитушкину. Состоялся полезный разговор для обеих сторон по болевым точкам города: межевание придомовых территорий идет с нарушениями, где-то развернули незаконную стройку, вырубили деревья, причем каждый случай подтвержден документально. Будем разбираться, а виновных наказывать. 
Уследить за всем, что происходит в городе, полагаясь только на себя и подчиненных, просто невозможно. Поэтому острый взгляд общественности администрации необходим.
– Андрей Хасанович, за последние годы общественности представили кучу проектов, стратегий, концепций развития Ставрополя. Каким вы видите будущее города?
– Начнем с того, что если говорить о развитии города, то в старых его границах это просто невозможно. Но вопрос их расширения, как вы понимаете, решается на уровне края, мы можем лишь ходатайствовать.
Вообще, я не любитель сказочных проектов вроде строительства подвесных дорог – до них, если и дойдет дело, то не скоро еще. Я сторонник реальных проектов, если хотите, теории малых дел, которых у нас столько скопилось, что хватит на десятилетия. Эти проблемы вы и сами знаете: перегруженные поликлиники и школы, ветхие многоэтажки, разбитые дворы, дороги в выбоинах, остро стоит вопрос озеленения… 
- Достаточно вспомнить хотя бы, как десятки улиц потонули во время недавнего ливня, провалилась дорога по Льва Толстого.
– Опять-таки отдельная тема – изношенная ливневка, в некоторых микрорайонах ее нет с советских времен. Еще будучи главой Промышленного района, только дождь начался, а я уже высылаю аварийную службу в дома на Фроленко воду из подвалов откачивать. На строительстве и реконструкции ливневок только в этом году мы планируем освоить около 40 миллионов рублей. 
– Нынешним летом горожане отмечают, как перекопали улицы, всюду экскаваторы, трубоукладчики. Большой ремонт уже в разгаре?
– Город действительно в некоторых районах перекопан вдоль и поперек, но это, скорее, стечение обстоятельств. «Горэлекросеть» приняла инвестиционную программу на сто миллионов рублей и недавно приступила к ее реализации. 
Газовики тянут новую ветку по улице Ломоносова, что позволит «закольцевать» 204-й квартал, испытывающий сложности с подачей газа из-за низкого давления в трубах. «Водоканал» по Лермонтова меняет канализационный коллектор – он изношен до крайности, а с начала года там трижды проваливалась дорога.
И к этому большому ремонту город, понятно, не может оставаться безучастным, задействованы все отделы администрации, коммунальные службы. 
– В стратегии развития города есть слова о «зонах перспективного развития». Что это?
– Речь идет об индустриальных парках – площадках, где инвестору созданы льготные условия для ведения бизнеса. Один такой парк, фармацевтический, появится на Старомарьевском шоссе. Туда уже тянут коммуникации, есть список компаний- резидентов. Полным ходом идет формирование второй индустриальной площадки на улице Коломийцева.
– В нынешнем году бюджет Ставрополя, кажется, впервые за последние десять лет принят с огромным дефицитом – в 300 миллионов рублей. В чем причина?
– Дело в том, что в прошлом году федеральный центр изменил бюджетные взаимоотношения с регионами не в пользу последних. Автоматически пострадали города, в том числе Ставрополь.
Не скрою, год финансово тяжелый, не по своей вине мы вынуждены были отказаться от ряда социальных программ. Практически исчерпан резервный фонд – деньги пошли на восстановление сгоревших в этом году трех многоквартирных домов по улицам Герцена, Фабричной и Долина.
 И такой текучки полно. Недавно встречался с дольщиками кооператива «Дружба», которые два года уже не могут получить жилье. Позиция города однозначна – нужно помочь завершить стройку, чтобы люди, наконец, вселились в квартиры. 
Взять из бюджета несколько десятков миллионов рублей и подарить их застройщику мы не можем. Но можем помочь «Дружбе» поучаствовать в федеральных социальных программах, которые дадут кооперативу стимул скорее найти деньги и сдать жилье в эксплуатацию. 
– За счет чего планируете покрывать бюджетный дефицит?
– Будем кредитоваться, иного выхода нет. Также надо искать дополнительные резервы для пополнения доходной части. Для этого, в частности, запустили конкурсный порядок распределения земельных участков. До сих пор они выделялись по акту выбора – а это часто выглядело как «подарок» приятелям чиновника.
На торги будет выставлен ряд муниципальных объектов, которые являются непрофильными активами для муниципалитета.
– В сентябре Ставрополь отметит 235-летие. Что мэрия готовит горожанам?
– Ремонт ливневок, внутриквартальных проездов, детских площадок. Появится сквер в 204-м квартале, облагородим сквер на проспекте Кулакова, около 8-й школы на Войтика появится фонтан. 
На Крепостной горе кроме фонтана будет построена историческая композиция – продлим крепостную стену, в бойницах поставим чугунные пушки.
В День города откроется отреставрированное здание аэропорта. Хотя объектом занимаются краевые власти, мы в стороне тоже не останемся – подарим аэропорту два новеньких автобуса для доставки пассажиров от зала регистрации к трапу самолета.
Ну и, конечно, всех ждет большой, интересный, красочный праздник.
- Андрей Хасанович, недавно «Открытая» вышла с инициативой ко Дню города на указателях улиц написать их старые названия, а на купеческих особняках закрепить таблички: когда и кем было построено здание, кто жил в нем. Неплохо бы вернуть проспекту Карла Маркса его историческое название – Николаевского.
- Идея отличная! С нашим дефицитным бюджетом мы связаны по рукам. Но, думаю, главное – начать двигаться в этом направлении – возвращения горожанам их истории. 
 

Беседовали
Олег ПАРФЁНОВ, 
Антон ЧАБЛИН

 

роман02 августа 2012, 00:59

Не трогайте проспект К.Маркса,что вам неймется.Николаевский проспект-бред.Разговаривал с горожанами(сам здесь живу 41 год),все против переименования.Откуда такой зуд смены названий?

 

Алина28 июля 2012, 18:23
...мы нашли инвестора для строительства многоярусной стоянки под Александровской площадью.-Пока это сооружение будет строиться-оно морально устареет и опять-таки не сможет вмещать в себя весь автотранспорт.Когда же найдется смелый глава города. который начнет проектирование и строительства зданий администрации города хотя бы в районе Демино, Михайловска или других окраинных пока районов!Площадей для размещения стоянок и административных корпусов там сколько угодно, бизнес подтянется тоже туда, а помещения в центре города передать под школы и культурные учреждения,в центре разрешить движение только общественного транспорта!Средства те же а польза очевидна!

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях