Поиск на сайте

 

 

Почему в стране нет толковых «технарей»

 

Последние месяцы президент Дмитрий Медведев вроде всерьез занялся повышением престижа инженерных специальностей в вузах. Только к решению этой важнейшей социально-экономической проблемы Кремль подступается, похоже, не с той стороны.

 

Даешь молодежь!
Еще весной 2009 года Минпром России подготовил аналитический доклад, который касался факторов, тормозящих модернизацию России. На первом месте в списке препон стоял именно дефицит инженерно-технических кадров. Совместно с Минобразования была разработана целевая программа по кадрам (которая, впрочем, так и не была запущена). 
Спустя почти два года к этому вопросу вернулся уже президент, в начале февраля сделавший программное заявление: «Невозможно готовить одних экономистов и юристов – у нас уже их переизбыток... Мы должны готовить тех, кто востребован... на целом ряде важных инженерных специальностей, по которым работодатели ищут специалистов и не могут найти».
Слова президент подкрепил делами: в течение марта он провел несколько встреч и совещаний, где раздал подчиненным массу поручений по вопросам подготовки технических кадров.
А подготовка эта должна выглядеть, по мнению президента, так. Вырастут нормативы бюджетного финансирования обучения студентов-инженеров (с нынешних 78 тысяч рублей в год до 112 тысяч), в технических вузах построят современные лаборатории и новые общежития.
Регионы будут готовить госзаказ на подготовку студентов-инженеров, а в каждом вузе появится попечительский совет, куда войдут чиновники и представители реального бизнеса. Минобразования вместе с отраслевыми объединениями работодателей разработают современные стандарты обучения «технарей». 
Технические вузы будут приглашать из-за рубежа лучших лекторов, работать по международным грантовым программам. Молодые инженеры станут активно ездить на стажировки за границу и как можно больше практиковаться на российских предприятиях. Ежегодно несколько тысяч студентов-инженеров будут получать президентские стипендии. Государство займется повышением престижа инженерных специальностей в обществе.  «Инженеры должны стать героями телевизионных программ и фильмов», – заявил Медведев.
Ну и самое главное. Чтобы вся эта стройная система заработала, технические вузы должны стать стопроцентно профильными. Медведев уже поручил Минобразования провести тотальную аттестацию всех инженерных вузов страны: если там есть гуманитарные специальности, то придется либо их закрыть, либо отказаться от «технического» статуса вуза, либо перевести его в категорию ПТУ. 

 

Мечтать не вредно
Сбудутся ли надежды президента? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к цифрам, объективно отражающим ситуацию с инженерными кадрами. Недавний опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показал: россияне убеждены, что качественное образование дают именно в инженерно-технических вузах (так считает 21% граждан), далее с большим отрывом следуют экономические университеты (12%).
Эта вера имеет под собой реальные основания: по данным глобального Института научной информации, именно технические вузы (МИФИ, МФТИ, МИСиС, Уфимский авиационный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет и т.д.) остаются лидерами научного цитирования. А раз они могут позволить себе заниматься наукой на мировом уровне, значит, и качество преподавания здесь высокое.
Но при этом учиться здесь все равно непрестижно. Прошлой осенью Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) провел соцопрос среди российской молодежи и выяснил, что инженерами хотят стать только 7% ребят (наиболее же востребованы специальности, связанные с управлением и коммерческой деятельностью).
Схожие данные приводит рекрутинговый портал Superjob.ru, проводивший опрос уже среди родителей старшеклассников: только 8% взрослых грезят об инженерной карьере для своих чад. И это те самые родители, которые сами учились во времена, когда быть инженером считалось круто и престижно. Только вместе с распадом СССР закончилась и эта «технократическая» эпоха.
С начала 90-х структура выпуска госвузов изменилась радикально. По расчетам Центра социологических исследований Минобразования: доля экономистов среди выпускников выросла с 14% до 31%, гуманитариев (включая юристов) – с 12% до 17%, а вот доля инженеров, напротив, упала с 36% до 22%.
И это учитывая постоянно сокращающийся госзаказ на такие группы специальностей, как «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика» и «Экономика и управление» (за последние семь лет он снизился в 2,5 раза!).
Правда, численность студентов это не уменьшило – фактически за счет бюджетных мест в вузах росло количество платных. И в первую очередь почковались «платные» экономические и юридические кафедры именно в инженерных вузах. 
 
 

Ford или «Жигули»?
Среди 1300 российских вузов 555, или почти половина, – инженерные. Из 7 миллионов студентов – 1,6 миллиона учатся на технических факультетах (только в прошлом году они пополнились 217 тысячами слушателей).
Примечательно, что по количеству выпущенных «технарей» Россия в полтора раза опережает США, где ежегодно инженерами становятся лишь 130 тысяч человек. Но при этом мы мечтаем ездить на Ford, а не на «Жигулях».
Как же так получается: студентов-инженеров полно, а инженерами работать никто не хочет?! А тут и гадать не надо: первая и основная причина подобного «парадокса» – это деградация отечественной промышленности.
Только по официальным данным Минпрома России, после развала СССР канули в Лету около 40 тысяч крупных промышленных предприятий, практически утрачены целые отрасли.
Главные потребители инженерных кадров – научно-исследовательские институты и конструкторские бюро – либо давно расформированы, либо влачат жалкое существование.
Вспомните, что создали советские инженеры – одни из лучших в мире АЭС, НПЗ, металлургических заводов, которые и поныне составляют становой хребет российской экономики.
А что создали отечественные инженеры за последние годы? С начала 90-х в стране не было заложено ни одной крупной электростанции или НПЗ. Да, мы продолжаем делать самолеты, танки, легковые авто – только вся их интеллектуальная «начинка» импортируется, а российского в этой технике, по сути, лишь обшивка. Недаром только в московском инженерном центре Boieng работают 1200 русских инженеров – в отечественном авиапроме им делать нечего.

 

Дураки за партами
Отсутствие запроса на инженерные кадры со стороны экономики привело к глубочайшему провалу в школьном образовании. Подавляющее большинство школ нынче не имеют достойных классов физики и химии: доска, мел и тряпки – вот орудия школьного физика. Из школ ушли многие лучшие учителя физики и математики.
Причем все это можно замерить объективными цифрами. Математику, которая является обязательным ЕГЭ, в позапрошлом и прошлом годах ребята сдали хуже всех прочих предметов (как в целом по России, так и на Ставрополье).
Или вот ситуация с физикой – предметом, который непременно нужен для всех абитуриентов, поступающих на инженерные специальности. В прошлом году в среднем по стране (и по краю) физику выбрал каждый четвертый школьник. Но даже эти «добровольцы» (вроде бы как уверенные в знании предмета) сдали ЕГЭ ненамного лучше обязательной математики, да и физиков-«двоечников» оказалось вдвое больше. 
Показательно сравнение физмата с обществознанием – другим предметом по выбору, который необходим для поступления на гуманитарные специальности (включая экономику и правоведение). Эту дисциплину решили сдавать больше половины школьников России, и разница со средними отметками по математике оказалась больше 10 баллов! Это ли не показатель полной деградации инженерно-математического мышления у нового поколения?! 

 

Заклинания про инновации
В инженеры идут абитуриенты намного слабее подготовленные, нежели в гуманитарии. Причем этот смелый вывод подкрепляют цифры из исследования Высшей школы экономики «Рейтинг качества приема в российские вузы – 2010». Во время прошлогодней приемной кампании именно среди инженерных специальностей были самые низкие проходные баллы.
Скажем, по направлению «Кораблестроение» – 50,8 балла, а по «Технологическим машинам и оборудованию» – 51,3 балла (то есть набирали сюда «троечников»). Для сравнения: на медиков и журналистов брали ребят, набравших больше 74 баллов.
А вот данные уже Минобразования России: в прошлом году только 4% медалистов выбрали технические вузы, отличники шли на медицину и в гуманитарии. Потому что понимают: после окончания технического вуза работать им будет негде.
Можно, конечно, снимать телесериалы про инженеров, как наказал президент. Можно даже поверить в мантры помощника президента Аркадия Дворковича: мол, инженерам в регионах будут платить не меньше 60 тысяч рублей. Только это ничего не изменит!
Чтобы рассуждать о решении кадровой проблемы, нужно хотя бы иметь четкое представление о том, какую экономику мы строим. Понимает ли Кремль, каким отраслям будет завтра отдан приоритет – машиностроению, приборостроению, энергетике, робототехнике?! Или в запасе у него только абстрактные заклинания о «модернизации» и «инновациях», лишь бы дотерпеть до очередных выборов, а потом – хоть трава не расти?!

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

 

станислав14 июня 2013, 12:47

Какой престиж если в Омске платят инженерам 12000-18000 рублей ,а требуют работать на все сто.

Мансур23 июня 2012, 23:23

А мне кажется, что Россию тоже ждет светлое будущее...особенно инженеров российских... в Чечне допустим они нужны...да и вообще бред это что нельзя найти работу и тд... был бы толковым студентом, сам что нить изобрел, собрал, открыл бы.... а не жаловался на работодателя... ИМХО

Евгений10 апреля 2011, 14:44

А каком повышении престижа инженера можно говорить, если по последним образовательным стандартам квалификация "инженер" должна исчезнуть из перечня выпускников большинства технических ВУЗов. Президент вещает с экрана телевизора о нехватке инженеров, а его преданный "ликвидатор" настаивает на выпуске бакалавров. Инженеры - не нужны. Можно себе представить, как недоучка бакалавр проектирует самолет, ракету, мост или дом. Систему подготовки инженерных кадров целенаправленно уничтожают. А ведь наши Российская (до 1917г) и Советская система подготовки инженеров позволила построить Транссиб, шедевры инженерного искусства-мосты через великие сибирские реки, создать оружие, позволившее выиграть войн.... Можно добавить атомную бомбу, космические достижения и много другое. Китай полностью перенял нашу систему образования, только снабдил институты современным оборудованием. И мы ясно видим рывок Китая в науке и технике.Н а мы "позволяем" себе тратить на образование 3,5% ВВП... В то время, как Южная Корея тратит до 30%. Если отношение к обрадованию со стороны власти не изменится, техническую среду общества и науку России ждет полная деградация! С болью за состояние образования человека, отдавшего этому более 40 лет жизни!

Оксана06 апреля 2011, 23:02

Все верно. Сын окончил престижный московский вуз по специальности "микроэлектроника". Работать по специальности нереально - на оставшихся в живых предприятиях зарплата ниже нижнего, перспективы роста отсутствуют. Вся страна что-то продает и перепродает, преимущественно, произведенное за рубежом. Сейчас только он понял, что не стоило гробить 5 лет на сложную инженерную специальность. Или надо просто уезжать туда, где есть производство и нужны инженеры.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий