Поиск на сайте

 

Публичная лекция.
Читает кандидат химических наук Александр ЛЕОНТЬЕВ

 

Ищу человека

 

Больше чем что-либо уникальность и индивидуальность человека определяют его нравственные принципы, считают американские учёные

 
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что делает вас вами, а не кем-то другим? Помятуя о «бессмертной душе», вряд ли многие из нас сочтут внешность и физические данные определяющими факторами. Тогда какие именно проявления высшей нервной деятельности делают человека уникальным в глазах общества и его собственных? С утратой/приобретением каких личностных качеств и свойств (вследствие ли травмы, как побочный эффект приема лекарств и т.д.) вы перестаете быть собой и превращаетесь в совершенно другого человека?
Подобные вопросы - о природе самоидентификации и самосознания личности - люди задают себе на протяжении вот уже тысячелетий, не придя, впрочем, по сей день к какому-либо окончательному ответу. 
Иллюстрацией тому, к примеру, может служить интересное исследование «Мораль как неотъемлемая часть персональной идентификации» (The essential moral self), опубликованное совсем недавно в престижном международном журнале «Сознание» (Cognition). 
По мнению авторов этой статьи, американского психолога Нины Стромингер и философа Шона Николса, больше чем что-либо еще на самовосприятие человека, на формирование его системы представлений о самом себе («я-образ») влияет внутренний моральный «компас» индивидуума, набор присущих ему нравственных ценностей. Подробности? Читайте в «Открытой» далее.
 
Во главе угла
 
Как отмечают Стромингер и Николс, философская наука традиционно считает личные воспоминания основным источником формирования персональной идентичности.
Меж тем, указывают американские исследователи, автобиографическая память - важный, но отнюдь не единственный фактор, влияющий на процесс самопостижения личности.
По мнению ряда ученых, кроме событий прошлого, наши тайные и явные страсти и страхи (любовь к путешествиям, боязнь пауков и т. д.) вкупе с когнитивными (познавательными) способностями (быстрый ум, артистичность и пр.) и моральными установками (терпимость, честность и т.п.) образуют тот обширный набор «заготовок», из которых, как из деталей конструктора, складывается уникальная личная идентичность каждого человека.
Так ли это на самом деле и насколько велик вклад каждого из перечисленных факторов, Стромингер и Николс попытались выяснить, анализируя отношение испытуемых к ряду вымышленных ситуаций.
Так, например, ста пятидесяти участвующим в одном из экспериментов американцам было предложено представить недалекое будущее (2049 год). В нем простой бухгалтер Джим из Чикаго попадает в автокатастрофу, после чего врачи вынуждены восстановить ему поврежденные участки мозга, используя соответствующие ткани, выращенные искусственно заранее.
Ученые попросили опрашиваемых затем ответить, какой из четырех возможных исходов этой операции сильнее изменит сущность Джима, сделает его максимально непохожим на того, кем он был до аварии.
Среди предложенных вариантов были: 100% восстановление всех ментальных функций и способностей, зрительная агнозия (больной способен описать предмет, но не может назвать его), автобиографическая амнезия (забыто прошлое и собственная личность при сохранении здравости размышлений во всех других отношениях), апатия (утрата интереса ко всему происходящему вокруг) и полная потеря (смена) моральных ориентиров.
К удивлению ученых, согласно полученным результатам, большинство участников эксперимента посчитали изменение нравственных устоев куда более серьезной причиной считать Джима другой, новой личностью, нежели приобретенное в результате операции безразличие (апатия) или неспособность вспомнить свое прошлое (амнезия).
 
Самое важное
 
Схожие результаты получены исследователями и в остальных экспериментах. Например, в рамках еще одной гипотетической (возможной) ситуации испытуемым сообщили, что при помощи особой таблетки (не существует) они могут избирательно, не затрагивая остальные ментальные функции, избавиться от одной из 62 черт/свойств характера, относящихся условно к сфере памяти, морали, интеллекта и предпочтений.
Среди этих личностных качеств были как положительные (совестливость, сострадание), так и отрицательные (психопатия, пристрастие к табаку) или нейтральные (умение ездить на велосипеде, математический склад ума).
Как и в предыдущем эксперименте, опрошенных попросили оценить, избавление от каких психологических составляющих личности влечет наиболее кардинальное ее изменение. И снова испытуемые посчитали, что моральный облик является центральным элементом человеческой идентичности, ее краеугольным камнем.
Другими словами, мы готовы «простить и принять» весьма радикальные изменения (потеря памяти, отказ от давних увлечений, «ломка» характера и т.д.), но не согласны признать человека прежним, если эти превращения сколь-нибудь серьезно затронули его нравственный стержень.
 
Как в жизни
 
Среди предложенных Стромингер и Николсом ситуационных задач были и вполне жизненные. Например, участников эксперимента попросили представить, как после 15-летней разлуки они встретили друга, которого хорошо знали в дни молодости.
Естественно, люди меняются, и задачей опрашиваемых было оценить по шкале 0-100%, как то или иное изменение (всего 56 в 6 психологических категориях) отразилось в целом на личности их старого знакомого - от «не затронуло никак» (0%) до «преобразило полностью» (100%).
Нетрудно догадаться, как и в предыдущих случаях, «победителем» вышла мораль. Люди, ставшие в зрелом возрасте чрезвычайно рассеянными или приобретшие неожиданно вкус к экстремальным видам спорта, по мнению участников опроса, в большей степени остались самими собой, нежели те, кого прошедшие годы сделали жестокими и себялюбивыми или, наоборот, необычайно честными и исключительно щедрыми.
Подобное заключение перекликается в определенной степени с результатами исследований неизлечимой на сегодня болезни Альцгеймера (старческое слабоумие). Ее течение сопровождается потерей сначала кратковременной, а затем и долговременной памяти. Меж тем, как показали некоторые работы, способность таких пациентов различать «добро и зло» остается в значительной мере незатронутой этим заболеванием.
Таким образом, хотя для самих больных и их родственников это и слабое утешение, моральная составляющая личности, играющая, судя по всему, существенную роль в формировании персональной идентичности, оказывается среди наименее подверженных разрушительному влиянию болезни Альцгеймера.
 
Секрет популярности
 
Кроме того, ряд ученых указывают и на другой, практический аспект исследования Нины Стромингер и Шона Николса. Так, в психологии принято считать, что компетентность (набор знаний и умений) и человеческая теплота (дружелюбность, оптимизм и т.д.) - вот те черты, которые мы ищем и на которые ориентируемся в межличностном взаимодействии.
При этом, как полагают эксперты, за редким исключением, мы отдаем предпочтение выстраиванию по-человечески теплых отношений, пусть даже и в ущерб профессиональным интересам.
Меж тем ряд недавних исследований свидетельствует, что нравственный, моральный облик индивидуума, а не его «приятность» оказывается ключевым фактором при вынесении нашего суждения о человеке.
Другими словами, чтобы по-настоящему нравиться людям, недостаточно быть просто дружелюбным, веселым или легким на подъем. Необходимо, в первую очередь, быть «хорошим парнем». Психологи находят этому простое объяснение, указывая, что приятные манеры и нрав могут быть обманчивыми и скрывать темные мотивы.
В то же время знание нравственных устоев человека позволяет более надежно предсказать его поступки, предвидя заранее, поможет ли он вам в трудной ситуации или, наоборот, лишь подольет масла в огонь.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях