Поиск на сайте

Евгений Писарев – слава ставропольского театра

 

«Открытая» продолжает публиковать цикл очерков о выдающихся актерах Ставропольского театра драмы, подготовленный специально для нашей газеты известным историком и краеведом Виталием Ивановичем Никитиным. В 31-м номере мы напечатали рассказ о жизни народного артиста РСФСР Михаила Никольского (1907-1971). Сегодня на страницах «Открытой» театралы могут узнать о биографии заслуженного артиста РСФСР Евгения Писарева.

 

Евгений Писарев был одним из самых талантливых представителей театральной интеллигенции России прошлого столетия. Он родился в Пензенской губернии в 1894 году в семье известного врача, который был настолько любим горожанами, что они добились переименования больницы, где он работал, в «Писаревскую клинику».
В 1911 году Писарев окончил гимназию, затем театральный колледж в Нижнем Новгороде, а после перебрался в Москву, где занимался в театральной студии Константина Станиславского. Сценическое «крещение» молодого актера состоялось в огненную пору Гражданской войны в передвижном театре легендарного Николая Щорса, затем он служил в Житомирском военизированном театре, а после войны его ждали сцены театров многих городов от Волгограда до Витебска.
В те годы Писарев играл героев молодых русских писателей – боевых командиров и воспитателей масс. Он добивался одинаково реалистичного перевоплощения в темпераментного военного комиссара Шагабутдинова (из романа Фурманова «Мятеж»), в командира дивизии Бурового (неоконченный роман Фурманова «Писатели») или комбрига Ивана Кочубея.
Например, легендарный командир Кочубей в исполнении Писарева не был романтическим героем: как писали критики того времени, артист блистательно показал рост самосознания героя – в огне Гражданской войны, в схватках с врагом тот от стихийного протеста переходит к сознательной революционной борьбе, становится истинно красным командиром.
На рубеже 1920-1930-х годов Писарев в разных театрах России играл центральные роли классического русского репертуара. Артист обладал редким талантом перевоплощения, включающим мастерский грим, изменение голоса, мимики, походки. Зрители не сразу узнавали его в таких разных образах, как Городничий из гоголевского «Ревизора», Кречинский из трилогии Сухово-Кобылина «Дело», «Смерть Тарелкина» и «Свадьба Кречинского», Сатина из горьковской пьесы «На дне»...
В начале 1938 года в театральную труппу Ставрополя влились несколько выдающихся актеров, уже хорошо известных во многих российских театрах, в том числе и Писарев. Приехав в наш город, он влюбился в него и остался здесь навсегда. Вскоре после приезда в Ставрополь он сыграл Владимира Ленина в пьесах Погодина «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты». На эти спектакли приезжали известные столичные критики и режиссеры и давали им самые лестные оценки.
В 1939 году в столичных театрах появилась новая трактовка роли Александра Каренина в толстовском романе – эта роль была увеличена, став в один ряд с образом Анны Карениной. Узнав об этом, Писарев попросил режиссера ставропольского драмтеатра Георгия Георгиевского дать ему эту роль.
Работая над сложным и трудным образом, он с волнением говорил: «Каренин – одна из колоритных и крупных фигур в галерее толстовских образов. Государственный деятель, фанатично религиозный, пропитанный мертвыми традициями «высшего света», он плоть от плоти бездушного, лицемерного и жестокого общества. Проведши всю жизнь в канцелярии, Каренин стал частью той бюрократической машины, которая давила всякую живую мысль тогдашней России».
Всего за 40-летний творческий путь Писарев сыграл на сцене более 900 ролей – трагических, комических, патриотических, юмористических... Причем он был не только блистательным артистом, но и талантливым педагогом.
В 1957 году начался набор в открывшуюся театральную студию под руководством главного режиссера театра Георгия Георгиевского. Ведущие актеры труппы преподавали здесь дисциплины творческого цикла, причем основные курсы – «Мастерство актера» и «Техника речи» – вел именно Евгений Николаевич. В те годы он был одним из лучших лекторов в городе, под его руководством студийцы сочетали лекции с постоянными репетициями и участием в спектаклях.
В открывшемся в конце 1950-х годов в Ставрополе Народном университете культуры Писарева единодушно избрали деканом факультета «Театр и музыка». Педагогом в студии была супруга Писарева - актриса драмтеатра Зоя Каткова. К сожалению, Евгению Николаевичу так и не присвоили звания народного артиста, но в сердцах ставропольских театралов старшего поколения он навсегда останется «народным», заслужившим это звание своей титанической актерской и педагогической работой.

 

Виталий НИКИТИН,
историк

 

Лицедей от Бога

 

Владимир АЛЛАХВЕРДОВ, заслуженный артист России, председатель Ставропольского отделения Союза театральных деятелей:

– О том, каким великолепным артистом был Евгений Николаевич Писарев, много сказано и написано. В частности, он был одним из первых исполнителей роли Владимира Ленина наряду с лучшими московскими актерами – Щукиным и Штраухом. А ведь тогда играть Ленина можно было только с разрешения ЦК партии!
В его репертуаре сочетались такие разные роли, как Отелло и кардинал Мантанелли, Чацкий и Борис Годунов, Городничий и генерал Стессель... Словом, Писарев был артистом от Бога.
Но был он и прекрасным педагогом, необыкновенно эрудированным, интеллигентным, но в то же время очень скромным. «Не терплю амикошонства!» – его излюбленная фраза.
В числе его учеников 1940-1950-х годов Фоменко, Томас, Елисеева, Горбунова, Степанова, Маруфова и многие другие актеры, прославившие российскую театральную школу, народные и заслуженные артисты.
Счастливцы, прошедшие школу Писарева, могли искренне гордиться этим, как и ученики великого Станиславского. И я горд, что в их числе довелось быть и мне. Он прививал нам главное чувство, отличающее истинного артиста, – преданность театру и любовь к зрителю.
Одно из правил, которым он гордился: «В жизни я ремесленником не был. Сцене-матушке не изменял!» Увы, сегодня многим театральным педагогам не хватает этого.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях